Когда списывать основное средство, которое не является активом, при переходе на федеральные стандарты?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Когда списывать основное средство, которое не является активом, при переходе на федеральные стандарты?

Дата публикации 19.07.2018

Вопрос аудитору

При переходе на федеральные стандарты проводим инвентаризацию имущества на 01.06.2018. Каким числом списать основное средство, которое не является активом, на счет 02 - 31.12.2017 или 01.06.2018? Если это особо ценное движимое имущество, показатели счета 210 06 корректировать на 31.12.2018 или 01.06.2018?

С 1 января 2018 г. вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС "Основные средства", Стандарт). Положения СГС "Основные средства" применяются вместе со стандартом "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС "Концептуальные основы").

Понятие "основные средства" в Стандарте содержит важное уточнение. В нем сказано, что основные средства – это материальные ценности, которые являются активами. Актив – это имущество, отвечающее следующим признакам:

Для выявления объектов основных средств, которые не соответствуют критериям активов, учреждению необходимо провести инвентаризацию. Ее результаты фиксируются в Инвентаризационной ведомости (ф. 0504087). Форма ведомости изменена приказом Минфина России от 17.11.2017 № 194н. Так, в нее добавлена графа "не соответствует условиям актива", где указываются количество и стоимость объектов.

Согласно п. 82 СГС "Концептуальные основы" результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того периода, в котором закончена инвентаризация. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой отчетности, отражаются в этой отчетности. Следовательно, результаты проведения инвентаризации нельзя отразить задним числом. Операции по результатам инвентаризации не могут быть отражены датой, более ранней по отношению к дате ее окончания.

Методические рекомендации по применению Стандарта доведены письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 (далее – Методические рекомендации). Методические указания по применению переходных положений СГС "Основные средства" направлены письмом Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257. Согласно этим письмам при первом применении Стандарта в межотчетный период должны отражаться следующие операции (по состоянию на 01.01.2018):

Обязанность перенесения в межотчетный период с балансового учета на забалансовый объектов основных средств, которые не соответствуют критериям активов, по состоянию на 01.01.2018 не установлена. Это правильно сделать в течение 2018 г.

Согласно п. 51 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), при несоответствии объекта основных средств критериям актива в учете отражается его выбытие с балансового учета. Основанием служит решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н). Информация о таких объектах нефинансовых активов должна раскрываться в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 35 Инструкции № 157н).

Комиссия по поступлению и выбытию активов составляет Акт о списании (ф. 0504104), в нем должно быть приведено основание для прекращения использования объекта. Такое решение может принять и инвентаризационная комиссия, Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835) служит основанием для выбытия основного средства с баланса. Согласно принятому комиссией решению бухгалтерия составляет Бухгалтерскую справку (ф. 0504833), где отражает бухгалтерские записи по выбытию основных средств с баланса и одновременному принятию на забалансовый счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение".

Окончательное выбытие объектов основных средств с учета (в т.ч. со счетов 0 101 00 000 "Основные средства", 02 "Материальные ценности на хранении") отражается на основании актов при наличии согласования решения о списании объектов в определенных законом случаях и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах (п. 52 Инструкции № 157н).

Таким образом, объекты основных средств, не соответствующие критериям активов, следует списывать на основании решения профильной комиссии учреждения, принятого по итогам инвентаризации. Дата документа не может быть более ранней, чем дата проведения инвентаризации.

Учредитель бюджетных (автономных) учреждений учитывает движение особо ценного имущества (ОЦИ) на счете 204 33 "Стоимость участия в государственных (муниципальных) учреждениях" в размере балансовой стоимости объектов (п. 74 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Бюджетные (автономные) учреждения фиксируют движение ОЦИ на счете 210 06 "Расчеты с учредителем" (п. 116 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 119 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н).

В соответствии с п. 18 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, показатели счета 210 06 отражаются в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) по строкам 336, 337 в размере балансовой стоимости и начисленной амортизации ОЦИ соответственно. Остаточная стоимость ОЦИ показывается в строке 338 Баланса (ф. 0503730).

При выбытии ОЦИ с балансовых счетов в учете бюджетного (автономного) учреждения должен быть скорректирован и показатель на счете 210 06. Соответственно, в учете учредителя отражается движение на счете 204 33.

Расчеты с учредителем корректируются с периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже раза в год перед составлением годовой отчетности (письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798).

Подведем итог. В рассматриваемой ситуации имущество, которое не соответствует критериям актива, списывается в учете датой проведения инвентаризации (01.06.2018). Расчеты с учредителем корректируются датой, согласованной учреждением и учредителем.