Как учесть президентский грант, который выиграл сотрудник учреждения?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как учесть президентский грант, который выиграл сотрудник учреждения?

Дата публикации 18.05.2020

Вопрос аудитору

Сотрудница филиала научно-исследовательского учреждения выиграла президентский грант. Заключено двустороннее соглашение о получении гранта в форме субсидии из федерального бюджета между Минобрнауки России, которому доведены лимиты бюджетных обязательств в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ, и головным учреждением (институтом). Грант предоставляется на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки для материальной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук в целях реализации Указа Президента РФ от 09.02.2009 № 146. Ученый (руководитель проекта) - сотрудница филиала.

Сметой по гранту предусмотрено использование накладных расходов в размере 7%. Накладные расходы выделены в перечне затрат к соглашению отдельной суммой без расшифровки. Между институтом и ученым - руководителем проекта заключается договор по организационно-финансовому и техническому сопровождению гранта, составляется смета. На основании договора эта сумма выделяется в доход института по коду 130. Накладные расходы в соответствии со сметой включают возмещение услуг связи, зарплату сотрудников администрации, участвующих в сопровождении гранта, командировочные расходы.

Головное учреждение перечислило грант филиалу. В филиале сделана проводка по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 304 04 510. Какой корреспонденцией счетов выделяются накладные расходы филиала в размере 7% согласно смете? Облагается ли сумма накладных расходов НДС 20%?

Гранты - денежные и иные средства, которые передаются безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ).

По общему правилу поступление и расходование грантов отражается в рамках вида финансового обеспечения (деятельности) 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)" (письмо Минфина России от 22.12.2016 № 02-07-10/77351). Однако из этого правила есть исключения.

Гранты могут учитываться и по КФО 5 в рамках субсидий на иные цели. Согласно п. 4 ст. 78.1 БК РФ гранты в форме субсидий предоставляют уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления по итогам проводимых конкурсов, а также органы исполнительной власти (местного самоуправления). Главное условие при квалификации гранта в качестве субсидии на иные цели - требование о контроле за использованием гранта органом-учредителем (п. 4 письма Минфина России от 30.08.2013 № 02-13-09/35843).

В письме Минфина России от 20.09.2019 № 02-05-10/72629 также сказано, что для отражения поступлений грантов в форме субсидии в соответствии со ст. 78.1 БК РФ в зависимости от цели предоставления грантов применяются соответствующие коды вида финансового обеспечения 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 5 - субсидии на иные цели.

На сайте Пермского филиала ИЭ УрО РАН указано, что функции и полномочия учредителя Центра от имени Российской Федерации осуществляет Минобрнауки России. Поэтому грант, полученный от Минобрнауки России и перечисленный филиалу от головного учреждения, может быть учтен по КФО 5. В такой ситуации орган-учредитель перечисляет субсидию учреждению с применением КВР 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" (п. 48.6.1.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, далее - Порядок № 85н).

Если грант отражен в учете Минобрнауки России по КВР 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям", то учреждение и филиал учитывают средства гранта по КФО 2. Этот момент необходимо уточнить у учредителя и при необходимости уточнить учетные данные по применению КФО.

Для учета расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предназначен счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (п. 276 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Следовательно, в бухгалтерском учете филиала бюджетного учреждения поступление гранта отражается записью:

Дебет 2(5) 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 510) Кредит 2(5) 304 04 510 - поступил грант от головного учреждения (п. 72 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее - Инструкция № 174н).

Из вопроса следует, что между исследовательским центром и ученым - руководителем проекта заключается договор по организационно-финансовому и техническому сопровождению проекта, выполняемого в рамках гранта. Как правило, на основании такого договора учреждение предоставляет ученым необходимые условия для реализации проекта. При этом учреждение за такую услугу может получать плату в виде части гранта (компенсацию накладных расходов).

Накладные расходы - это расходы по созданию учреждением необходимых условий для выполнения проекта членами научного коллектива. Конкретные направления их использования учреждение устанавливает самостоятельно.

Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для их учета в качестве доходной операции в рамках КФО 2. Учитывая, что условия для реализации проекта предоставляются ученым на основании договора, полагаем, что накладные расходы в этом случае могут быть квалифицированы в качестве дохода от оказания услуг.

Доходы от оказания платных услуг, работ отражаются по подстатье 131 КОСГУ (п. 9.3.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н) и статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.3 Порядка № 85н). Для учета расчетов по доходам от оказания платных услуг (работ) предназначен счет 205 31 (п. 199 Инструкции № 157н, п. 93 Инструкции № 174н).

Списание расходов за счет гранта отражается в соответствии с п. 153 Инструкции № 174н. Выделение накладных расходов не поименовано в перечне затрат Порядка № 209н. Полагаем, что такие расходы могут быть отражены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ как расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221 - 225, 227 - 229 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Если грант учтен по КФО 5, выделение накладных расходов отражается записями:

Дебет КРБ 5 401 20 226 Кредит КРБ 5 302 26 732 - начислены накладные расходы за счет гранта (п. 153 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 562 Кредит КДБ 2 401 10 131 - начислен доход учреждения в сумме вознаграждения (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 5 302 26 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 226) - перечислены с отдельного лицевого счета на лицевой счет, открытый подразделению, суммы в размере накладных расходов за счет гранта (п. 73 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 131) Кредит КДБ 2 205 31 662 - поступили денежные средства в сумме вознаграждения на лицевой счет (п. 72 Инструкции № 174н).

Если грант учтен по КФО 2, выделение накладных расходов отражается записями:

Дебет КРБ 2 401 20 226 Кредит КРБ 2 302 26 732 - начислены накладные расходы за счет гранта (п. 153 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 562 Кредит КДБ 2 401 10 131 - начислен доход учреждения в сумме вознаграждения (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 302 26 832 Кредит КДБ 2 205 31 562 - произведен зачет накладных расходов (п. 94 Инструкции № 174н).

Накладные расходы целесообразно рассматривать в качестве дохода от оказания услуг. Следовательно, такие услуги облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 162 НК РФ.