Как отразить в учете казенного учреждения возврат от ФСС РФ задолженности прошлого года?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как отразить в учете казенного учреждения возврат от ФСС РФ задолженности прошлого года?

Дата публикации 18.03.2020

Вопрос аудитору

Как отразить в учете подведомственного казенного учреждения и ГРБС (администрации сельского поселения) возврат дебиторской задолженности прошлого года от ФСС РФ по больничным листам? Предполагается, что средства должны быть зачислены как компенсация затрат государства на лицевой счет администратора доходов бюджета 04, который открыт в УФК для администрации поселения.

Любые суммы, которые поступают получателю бюджетных средств в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и перечисляются в доход бюджета. Администраторы таких доходов учитывают их по подстатье 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" (п. 9.3.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).

В соответствии с п. 220 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), расчеты по возвратам дебиторской задолженности прошлых лет отражаются в бюджетном учете с применением счета 209 36. Учитывать возврат дебиторской задолженности прошлых лет от ФСС РФ в качестве компенсации затрат некорректно.

Согласно п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), задолженность на счете 209 36 может быть учтена в результате переноса с другого счета учета расчетов (обязательств). Однако в перечне счетов расчетов, возможных для переноса, счет 303 00 отсутствует. Поэтому учреждению необходимо согласовать операции по переносу дебиторской задолженности, сформированной на счете 303 02, на счет 209 36 в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.

Если дебиторская задолженность ФСС РФ в прошлом году не была перенесена на счет 209 36, в текущем году такой перенос можно отразить в порядке исправления ошибок прошлых лет.

Ошибка прошлых лет исправляется дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью по счетам учета в период (на дату) обнаружения ошибки. Это установлено п. 28 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, п. 17 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480.

Инструкция № 157н предусматривает несколько специальных счетов для исправления ошибок прошлых лет. Необходимо выбирать тот счет, который затрагивался в год совершения ошибки. Если операция влияла на расчеты - необходимо корректировать расчеты, если на финансовый результат, то исправлять его.

Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет Инструкцией № 162н не предусмотрены, поэтому их следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.

Таким образом, если операция переноса задолженности не была произведена в прошлом году, то в текущем году в бюджетном учете подведомственного учреждения могут быть отражены записи:

Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 303 02 731, Дебет КДБ 1 209 36 561 Кредит КРБ 1 304 86 731 - отражен доход бюджета в размере дебиторской задолженности прошлых лет (в сумме, подлежащей возврату от ФСС РФ по результатам расчетов в прошлых отчетных периодах).

Для учета расчетов между администратором доходов бюджета по кассовым поступлениям и администратором (получателем бюджетных средств) по начислению и учету платежей в бюджет применяется счет 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 262 Инструкции № 157н).

Для учета расчетов между главным распорядителем (распорядителем) и подведомственными распорядителями, получателями бюджетных средств применяется счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (п. 276 Инструкции № 157н).

В рассматриваемой ситуации предполагается, что средства от ФСС РФ будут зачислены сразу на счет ГРБС (администрации сельского поселения), т.е. на счет подведомственного учреждения они не поступают.

В такой ситуации в бюджетном учете подведомственного учреждения отражаются следующие бухгалтерские операции:

Дебет КДБ 1 304 04 136 Кредит КДБ 1 303 05 731 - передана подведомственным учреждением информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах на основании извещения (ф. 0504805) (п. 104 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 209 36 661 - отражено зачисление средств на лицевой счет 04 ГРБС (п. 86 Инструкции № 162н).

Если денежные средства изначально поступают подведомственному учреждению, а затем оно отправляет их в бюджет, операции будут следующие:

Дебет КРБ 1 304 05 213 Кредит КДБ 1 209 36 661 - отражено поступление средств от возврата дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет подведомственного учреждения (п. 80 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ 1 304 04 136 Кредит КДБ 1 303 05 731 - передана казенным учреждением на основании извещения (ф. 0504805) информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах (п. 104 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 304 05 213 - исполнено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет (п. 111 Инструкции № 162н).

В свою очередь, в учете ГРБС в обоих случаях отражаются записи:

Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 304 04 136 - получена администратором дохода на основании извещения (ф. 0504805) информация о суммах, планируемых к поступлению в доход бюджета (п. 104 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КДБ 1 303 05 731 - отражено поступление денежных средств на лицевой счет администратора (п. 90 Инструкции № 162н).