Как отразить неиспользованные ЛБО при завершении финансового года?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как отразить неиспользованные ЛБО при завершении финансового года?

Дата публикации 17.12.2019

Вопрос аудитору

Федеральное казенное учреждение - получатель бюджетных средств и администратор доходов в декабре перечисляет в доход федерального бюджета неиспользованные лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), используя корреспонденцию со счетом 303 05. Законодательство не содержит запрета на перечисление неиспользованных ЛБО в конце года. Расходные расписания с ЛБО на текущий год уже не принимаются к регистрации казначейством, а денежные и бюджетные обязательства принимаются. Предусмотрены ли для перечисления ЛБО типовые операции? Не являются ли действия учреждения искажением отчетности, в частности, показателей отчета (ф. 0503127)?

Завершению текущего финансового года посвящена ст. 242 БК РФ. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

Остатки бюджетных средств, не использованные получателями, которые не находятся на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года перечисляются получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ). Это могут быть, например, средства на валютных счетах в кредитных организациях.

Понятие единого счета бюджета дано в ст. 6 БК РФ. Это счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении ЦБ РФ отдельно по каждому бюджету для учета средств бюджета и операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году установлен приказом Минфина России от 06.06.2008 № 56н (далее - Порядок № 56н).

Остатки неиспользованных ЛБО (бюджетных ассигнований) текущего финансового года, отраженные на лицевых счетах главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства, не учитываются в качестве остатков на начало очередного финансового года (п. 8 Порядка № 56н).

Средства федерального бюджета текущего финансового года должны быть использованы получателями средств федерального бюджета со счетов, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России или кредитных организациях на балансовом счете 40106 "Средства, выделенные из федерального бюджета". Это нужно сделать не позднее чем за три последних рабочих дня этого года (в п. 6 Порядка № 56н).

Неиспользованные остатки средств федерального бюджета текущего финансового года на счетах 40106 перечисляются получателями средств федерального бюджета не позднее чем за два рабочих дня до окончания текущего финансового года на счета 40105 органов Федерального казначейства. В поле "Назначение платежа" платежного поручения получатели средств федерального бюджета указывают распределение суммы перечисляемого остатка средств текущего финансового года (в рублях и копейках) по кодам бюджетной классификации.

Порядок завершения в текущем финансовом году операций по счетам федерального бюджета, открытым в подразделениях Банка России и кредитных организациях (филиалах), изложен в положении Минфина России № 127н, Банка России № 328-П от 12.11.2008.

Все средства казенного учреждения являются бюджетными, собственных средств у него нет. Поэтому при наличии неиспользованного остатка нет необходимости в их физическом перечислении, они и так находятся на счетах по учету бюджетных средств. Корреспонденции по счетам 40106 и 40105 делают кредитные организации, в которых открыты счета бюджетов.

Таким образом, перечисление федеральным казенным учреждением неиспользованных остатков средств в конце года на счет органа федерального казначейства - это регламентная процедура, установленная бюджетным законодательством.

Пункт 3 статьи 219 БК РФ предусматривает принятие бюджетных обязательств путем заключения контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Принятие бюджетного обязательства в целях исполнения регламентной процедуры, установленной БК РФ, не предусматривается. Полагаем, что перечисление остатков неиспользованных ЛБО на счет органа федерального казначейства должно осуществляться без отражения бухгалтерских записей на счетах бюджетного учета.

Инструкция, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, также не содержит бухгалтерских записей для подобных ситуаций. Счет 303 05 при расчетах с бюджетом в части, не касающейся налогов, сборов и иных обязательных платежей, используется для учета расчетов между администратором доходов бюджета по кассовым поступлениям и администратором по начислению и учету платежей в бюджет (п. 262 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). В рассматриваемой ситуации речь не идет о перечислении в бюджет дохода, поступившего администратору по начислению и учету платежей.

Таким образом, перечисление остатков неиспользованных средств на счет органа федерального казначейства в последние рабочие дни текущего года является регламентной процедурой, установленной бюджетным законодательством, которая не требует отражения на счетах бюджетного учета.

Получатели средств федерального бюджета, осуществляющие деятельность в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года, вправе иметь в кассе остаток наличных денежных средств завершенного финансового года в пределах лимита остатка кассы (п. 16 Порядка № 56н).