Какими проводками отразить возврат поставщику по решению суда неправомерно удержанной неустойки?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Какими проводками отразить возврат поставщику по решению суда неправомерно удержанной неустойки?

Дата публикации 17.09.2020

Вопрос аудитору

В 2017 году электронная площадка РТС-тендер вернуло обеспечение в пользу бюджетного учреждения - заказчика в качестве штрафной санкции за нарушения со стороны участника торгов. Доход был учтен по статье 180 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Далее по требованию казначейства он был уточнен на статью 140.

В 2020 году суд принял решение в пользу поставщика. По исполнительному листу необходимо вернуть обеспечение и пошлину. Какими бухгалтерскими проводками отразить возврат обеспечения в 2020 г.? Нужно ли проводить операцию как исправление ошибок прошлых лет, если возврат осуществляется по решению суда?

В 2017 году на лицевой счет бюджетного учреждения от электронной площадки РТС-тендер поступило обеспечение, предоставленное поставщиком, в качестве штрафных санкций. Такое поступление является доходом и согласно указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, действовавшим в 2017 г., оно должно было учитываться по статье 140 аналитической группы подвида доходов бюджетов и статье 140 КОСГУ.

Понятие ошибки приведено в п. 27 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н. Это пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке отчетности. Подобные ошибки возникают в результате необоснованного отражения в учете факта хозяйственной жизни при отсутствии подтверждающих документов, при повторном отражении в учете одного и того же факта хозяйственной жизни и т.д.

В рассматриваемой ситуации доходы в 2017 г. были признаны неправомерно. Однако такой вывод сделан только в решении суда 2020 г. Следовательно, подобный факт хозяйственной жизни не может быть скорректирован в порядке исправления ошибок прошлых лет, поскольку возник не в результате ошибки.

Порядок погашения расходов на исполнение судебных актов в законодательстве урегулирован. Он предусматривает либо погашение кредиторской задолженности по тем же кодам, по которым ее нужно было погасить добровольно, либо оплату сумм, возникающих на основании решения суда, согласно квалифицированному нарушению (действию).

Порядок погашения задолженности по исполнительному листу, выданному на основании решения суда, согласно которому бюджетное учреждение неправомерно признало доходы, не определен. Соответственно, бюджетному учреждению следует разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике в соответствии с п. 4 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Учреждению нужно вернуть неправомерно полученный доход. Это не вновь возникший по решению суда расход, а возврат доходов. По аналогии с обособлением оплаты кредиторской задолженности по решению суда от других расходов (кредиторская задолженность погашается по тем же кодам бюджетной классификации, по которым должна была отражаться в обычном порядке) неправомерно полученный доход возвращается по тем же кодам. Возврат доходов прошлых лет может отражаться как уменьшение дохода. Такой вывод можно сделать из п. 21 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н. Этот вариант отражения операции не противоречит законодательству.

Исходя из экономического смысла, полагаем, что рассматриваемую ситуацию можно отразить в качестве уменьшения доходов, поступивших на лицевой счет учреждения в 2017 г. в виде штрафных санкций, по тем же КБК, по которым ранее отражалось поступление дохода.

В 2020 г. при выборе кодов КОСГУ бюджетные учреждения руководствуются порядком, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н), при выборе кодов доходов - порядком, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее - Порядок № 85н).

Согласно п. 12.1.4 Порядка № 85н, п. 9.4.1 Порядка № 209н рассматриваемые доходы относятся на статью 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатью 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ. В текущем году нужно применять коды, предусмотренные порядками № 85н209н.

Таким образом, в учете учреждения могут быть отражены следующие записи:

Дебет КДБ 2 401 10 141 Кредит КДБ 2 209 41 66Х - отражена кредиторская задолженность по возврату суммы обеспечения на основании решения суда;

Дебет КДБ 2 209 41 56Х Кредит КИФ 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 140, КОСГУ 141) - перечислена поставщику сумма неправомерно удержанного в качестве штрафной санкции обеспечения.