Какой код КОСГУ поставить в номере счета 304 03?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Какой код КОСГУ поставить в номере счета 304 03?

Дата публикации 16.08.2019

Смотрите также

Вопрос аудитору

Какую подстатью КОСГУ поставить в номере счета 304 03 при удержании из заработной платы сотрудников членских профсоюзных взносов и сумм по исполнительным листам от судебных приставов? Какие проводки сделать в учете казенного учреждения?

Суммы, удержанные из оплаты труда, отражаются по дебету счета 302 11 и кредиту счета 304 03 (п. 108 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н).

В соответствии с п. 256 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), в разрядах 24 – 26 номера счета 302 00 указывается подстатья КОСГУ, соответствующая экономической сущности факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).

Статья 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности" КОСГУ детализируется подстатьями (п. 15.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н):

Аналогично детализирована статья 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности" КОСГУ (п. 16.3 Порядка № 209н).

Выбор подстатьи статьи 730 (830) КОСГУ зависит от вида контрагента, с которым учреждение ведет расчеты. Исходя из этого, при удержании сумм из заработной платы сотрудников в разрядах 24 – 26 номера счета 302 11 применяется подстатья 837 КОСГУ, т.к. ведутся расчеты с физическими лицами (п. 16.3.7 Порядка № 209н).

В письме Минфина России от 05.07.2019 № 02-08-05/49655 дано разъяснение, что в разрядах 24 – 26 номера счета 304 03 необходимо указывать подстатьи 737 (837) КОСГУ. Объясняется это тем, что денежное обязательство принято в отношении физического лица (работника учреждения), следовательно, в учете нужно применять счет 0 304 03 737. Подстатьи 737 (837) КОСГУ в номере счета 304 03 также указаны в приложении 1 к приказу Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

На наш взгляд, позиция Минфина по этому вопросу не является бесспорной. С одной стороны, должником является сотрудник, а не учреждение. Именно из его заработной платы производятся удержания. С другой стороны, имеется ряд причин, по которым код КОСГУ в счете 304 03 целесообразно указывать в зависимости от типа контрагента в расчетах:

В настоящее время только в плане счетов бюджетных учреждений у счета 304 03 проставлены коды 737, 837 КОСГУ. При этом в пп. 139, 140 Инструкции № 174н в корреспонденциях счетов указаны статьи 730, 830 КОСГУ. В плане счетов бюджетного учета у счета 304 03 поставлены коды 730, 830. Однако подготовлен проект приказа Минфина России о внесении изменений в приложения к приказу Минфина России от 06.12.2010 № 162н., в соответствии с которыми планируется в номере счета 304 03 также указывать только коды 737, 837 КОСГУ.

Принимая во внимание разъяснения Минфина России и планируемые изменения в инструкции, наиболее безопасным вариантом действий для учреждения представляется применение подстатьи 737 КОСГУ в номере счета 304 03 для всех расчетов, которые перечислены в вопросе.

В таком случае удержание из заработной платы сотрудников сумм членских профсоюзных взносов и сумм по исполнительным листам от судебных приставов отражается записями:

Дебет КРБ 1 302 11 837 Кредит КРБ 1 304 03 737 – удержаны суммы членских профсоюзных взносов (п. 108 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ 1 302 11 837 Кредит КРБ 1 304 03 737 – произведено удержание в пользу судебных приставов (п. 108 Инструкции № 162н).

Вместе с тем полагаем, нельзя считать ошибкой, если учреждение ранее указывало или будет указывать до внесения изменений в инструкции по бухгалтерскому учету в разрядах 24 – 26 номера счета 304 03 подстатьи КОСГУ в зависимости от типа контрагента.

Дело в том, что письма Минфина России не являются нормативными актами, носят рекомендательный (разъяснительный) характер и не устанавливают прав и (или) обязанностей для учреждений. Соответственно, несоблюдение их положений не может вменяться учреждению в качестве нарушения. Об этом говорится, например, в п. 85 методических рекомендаций по осуществлению контроля за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (приложение к письму Казначейства России от 27.06.2018 № 07-04-05/21-13279).

Письмо Минфина России от 05.07.2019 № 02-08-05/49655 издано в середине финансового года. Кроме того, оно является ответом на частный запрос и не носит системный характер. Проекты приказов Минфина России не вступили в силу и могут быть изменены в ходе обсуждения. В то же время положения инструкций по бухгалтерскому учету в совокупности с нормами Порядка № 209н не позволяют сделать однозначный вывод о применении кодов КОСГУ в рассматриваемой ситуации.

Поэтому, по нашему мнению, учреждение вправе указать в номере счета 304 03 подстатью КОСГУ в зависимости от типа контрагента.

Профсоюзная организация представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ). Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться в форме ассоциаций и союзов. Соответственно, расчеты с профсоюзной организацией отражаются с применением подстатьи 736 (836) КОСГУ.

В соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм (ОК 028-2012) Управлению ФССП России присвоен код ОКОПФ 7 51 04 "Федеральные государственные казенные учреждения", что позволяет отнести службу судебных приставов к участникам бюджетного процесса. Расчеты с ними отражаются с применением подстатьи 731 (831) КОСГУ. Полный перечень участников бюджетного процесса приведен в п. 1 ст. 152 БК РФ.

Если служба судебных приставов взыскивает сумму с должника по исполнительному листу, по экономическому содержанию это не задолженность перед судебными приставами. Строго говоря, учреждению известен конечный получатель (взыскатель) и тогда, когда деньги перечисляются на депозитный счет судебных приставов, а не напрямую получателю. Это следует из формы постановления об обращении взыскания на денежные средства должника.

Однако для учреждения эта информация представляется незначительной, поскольку оно является посредником, а не стороной, непосредственно участвующей в расчетах (как и орган ФССП России). Поэтому при расчетах с территориальным органом ФССП России указываются подстатьи 731, 831 КОСГУ (как расчеты с участником бюджетного процесса). Кроме того, именно судебные приставы ответственны за перечисление средств конечному получателю.

Таким образом, в разрядах 24 – 26 номера счета 304 03 при расчетах могут применяться следующие подстатьи КОСГУ:

Удержание из заработной платы сотрудников сумм членских профсоюзных взносов и сумм по исполнительным листам от судебных приставов можно отразить следующими записями:

Дебет КРБ 1 302 11 837 Кредит КРБ 1 304 03 736 – удержаны суммы членских профсоюзных взносов (п. 108 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ 1 302 11 837 Кредит КРБ 1 304 03 731 – отражено удержание в пользу судебных приставов (п. 108 Инструкции № 162н).

Ввиду неоднозначности вопроса, а также во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем согласовать вариант отражения рассматриваемых операций в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н, и закрепить в учетной политике. Повторимся: наиболее безопасным представляется применение подстатьи 737 КОСГУ в номере счета 304 03 при любых удержаниях из зарплаты сотрудника.

Смотрите также