Как отразить в учете аванс при казначейском сопровождении контракта?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Вопрос: Учреждение заключило договор с казначейским обеспечением обязательств (аккредитив). Согласно выписке казначейское обеспечение превысило сумму поставки продукции (накладная). Руководствуясь письмом Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-10/68702, перечисление средств исполнителю контракта отражается бухгалтерской записью по дебету счета 302 ХХ и кредиту счета 304 05, а принятие к учету обязательств на основании документов, подтверждающих поставку товаров, по дебету счета 401 20 и кредиту счета 302 ХХ. Таким образом, дебетовый оборот счета 302 ХХ превышает кредитовый (аванс), что является ошибкой при составлении отчетности. Отсутствие записей по списанию средств казначейского обеспечения приведет к искажению остатка на счете. Можно ли использовать счет 206 ХХ при списании денежных средств с лицевого счета?

Ответ от 16.05.2019

Целевые средства, которые подлежат казначейскому сопровождению, перечислены в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Среди прочих в этом перечне (пп. 4, 6 ч. 2 ст. 5 Закона № 459-ФЗ):

  • авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (кроме контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. руб. и более;
  • авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. руб. и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в ТОФК (источник финансового обеспечения - субсидии, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ).

Правила казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", определены постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765.

Порядок санкционирования территориальными ОФК расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", утвержден приказом Минфина России от 11.12.2018 № 259н.

Порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств установлен приказом Минфина России от 14.12.2018 № 264н.

Разъяснения о перечислении средств в пределах суммы для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг даны в письме Минфина России № 09-01-08/24704, Казначейства России № 07-04-05/05-6755 от 13.04.2018. В нем, в частности, сказано, что применение казначейского обеспечения обязательств не устанавливает запрет и не ограничивает право получателя средств федерального бюджета предусматривать аванс в договорах (государственных контрактах), условиями которых предусмотрено казначейское сопровождение. Оно устанавливает форму расчетов с поставщиками (исполнителями) за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), в т.ч. на сумму авансовых платежей.

При казначейском сопровождении контролируется использование аванса исполнителем. Для этого контрагент открывает лицевой счет в Казначействе, на который заказчик перечисляет деньги. Чтобы потратить деньги, контрагент предоставляет в ТОФК документы-основания платежа. Только после проверки документов деньги перечисляются со счета исполнителя в ТОФК на банковский счет.

Положениями инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету не предусмотрено конкретного порядка отражения операций со средствами предоставленного казначейского аккредитива. Разъяснение по порядку отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с казначейским обеспечением обязательств, дано в письме Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-10/68702. Однако в нем рассмотрена ситуация, когда выбытие денежных средств отражается на основании первичных документов, предоставленных исполнителем (предварительная оплата работ, услуг не осуществляется). Поэтому операции по перечислению средств исполнителю отражаются в корреспонденции со счетом 302 00.

Если в рассматриваемой ситуации учреждение производит предварительную оплату по договору (контракту), бухгалтерские записи отражаются в общем порядке по дебету счета 206 00.

В учете казенных учреждений операции, связанные с казначейским обеспечением обязательств, отражаются следующим образом:

Дебет КРБ 1 206 ХХ 56Х Кредит КРБ 1 304 05 ХХХ - перечислена предварительная оплата контрагенту (п. 80 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее - Инструкция № 162н);

Дебет КРБ 1 401 20 2ХХ Кредит КРБ 1 302 ХХ 73Х - приняты к учету расходы, оплачиваемые с применением аккредитива (п. 102 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ 1 302 ХХ 83Х Кредит КРБ 1 206 ХХ 66Х - отражен зачет суммы предварительной оплаты (п. 102 Инструкции № 162н).

Так или иначе, положения инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету не предусматривают наличие дебетовых остатков на счете 302 00. Соответственно, при наличии разницы между суммой принятых к учету расходов и суммой перечисленных средств учреждению необходимо отразить задолженность контрагента на счете 206 00.

Как задать вопрос