Нужна ли учреждению учетная политика для целей налогообложения?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Нужна ли учреждению учетная политика для целей налогообложения?

Дата публикации 15.03.2019

Вопрос аудитору

Бюджетное учреждение составляет учетную политику на 2019 г. Как описать раздел для целей налогового учета? Из рекомендаций Минфина России следует, что этот раздел обязателен. Учреждение не является плательщиком налога на прибыль и НДС, не ведет в программе налоговый учет, расходы не распределяет. Что писать в учетной политике для целей налогообложения? Какая санкция может быть применена за отсутствие этого раздела?

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Каждый налогоплательщик формирует учетную политику самостоятельно с учетом законодательства и особенностей деятельности. При этом положения учетной политики для целей налогообложения не должны противоречить нормам НК РФ (определение ВАС РФ от 14.02.2013 № ВАС-649/13).

При формировании учетной политики для целей налогообложения необходимо исходить из того, что учреждение должно использовать оптимальные варианты при расчете и уплате налогов. Учетная политика для целей налогообложения должна содержать организационный и методологический разделы, в которых учреждение устанавливает правила исчисления налогов.

Если учреждение не является плательщиком НДС и налога на прибыль, в положениях учетной политики необходимо указать нормы законодательства, на основании которых оно освобождено от налогообложения.

Тот факт, что учреждение ведет деятельность только за счет субсидий, не говорит о том, что оно освобождено от уплаты налогов. Такие операции могут возникнуть в будущем. К примеру, могут быть выявлены излишки при инвентаризации, списана невостребованная кредиторская задолженность, реализованы основные средства и материалы и т. п.

В учетной политике в целях налогового учета по каждому налогу можно установить основные положения для формирования базы расчета, указать, из каких бухгалтерских документов берется информация, какие специальные регистры налогового учета ведутся в учреждении.

Учетная политика для целей налогообложения применяется последовательно из года в год (ст. 313 НК РФ). В то же время в учетную политику могут вноситься изменения. Никаких ограничений по количеству дополнений НК РФ не содержит.

Изменения в учетную политику для целей налогообложения вносятся, когда произошли изменения законодательства о налогах и сборах или появился новый вид деятельности, в т.ч. в середине налогового периода (письма Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/45756, от 08.12.2017 № 03-03-06/1/81943, от 10.11.2016 № 03-03-06/1/65796).

Учетная политика не входит в состав бухгалтерской отчетности. Однако налоговая инспекция может запросить приказ об учетной политике или выписку из нее (например, при камеральной проверке).

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).

Отдельной статьи, предусматривающей штраф за нарушение положений учетной политики, нет. Однако на практике налоговые инспекторы находят способ наказать за отсутствие учетной политики или несоблюдение ее положений. Во избежание разногласий с налоговым органом и штрафных санкций рекомендуем составить соответствующие разделы учетной политики для целей налогообложения.