Как определить тип контрагента для детализации кодов 560, 660, 730, 830 КОСГУ?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как определить тип контрагента для детализации кодов 560, 660, 730, 830 КОСГУ?

Дата публикации 15.03.2019

Вопрос аудитору

С 01.01.2019 статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. В каком нормативном документе можно посмотреть, к какому типу относится тот или иной контрагент?

С 1 января 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н).

Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности" КОСГУ детализируется подстатьями:

731 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса";

732 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями";

733 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора";

734 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями";

735 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями";

736 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг";

737 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами";

738 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств";

739 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами".

Аналогично детализированы статьи 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности", 660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности", 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности" КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).

Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) "Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности" КОСГУ, статьи 560 (660) "Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности" КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.

Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 (далее - Методические рекомендации).

Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:

В соответствии с п. 10.4 Порядка № 209н к финансовым организациям относятся:

Нефинансовые организации - организации, которые занимаются производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ.

Кроме того, для определения вида контрагента необходимо руководствоваться нормативными документами, которые регулируют соответствующую отрасль законодательства.

Полный перечень участников бюджетного процесса приведен в п. 1 ст. 152 БК РФ:

Определения участников бюджетного процесса даны в ст. 6 БК РФ. Например, ФНС России - федеральный орган исполнительной власти (п. 1 положения о ФНС России, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, далее - Положение о ФНС России).

Налоговые органы (управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня) являются территориальными органами ФНС России (п. 4 Положения о ФНС России). Следовательно, ФНС России и ее территориальные органы относятся к участникам бюджетного процесса. При расчетах с ними необходимо использовать код 731 КОСГУ.

Кроме того, к участникам бюджетного процесса относятся (п. 13.5.1 Порядка № 209н):

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ). Некоммерческие организации могут создаваться в формах (п. 3 ст. 2 Закона № 7-ФЗ):

Определение бюджетного учреждения дано в ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ. Правовое положение автономных учреждений установлено Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ (далее - Закон № 174-ФЗ). Определение автономного учреждения дано в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ.

Физическое лицо - это субъект гражданского права, являющийся одним человеком (гражданином) (п. 2 ст. 1, гл. 3 ГК РФ). Физическими лицами являются:

К физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг относятся главы крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальные предприниматели.

В Методических рекомендациях сказано, что Порядок № 209н разработан в целях гармонизации КОСГУ с требованиями международных стандартов (рекомендаций) по Статистике государственных финансов (СГФ-2014) и Системе национальных счетов (СНС-2008), а также федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Поэтому для определения типа контрагента целесообразно также руководствоваться приложением В "Классификация институциональных секторов экономики" Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-2012, утв. приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст (далее - приложение В к ОКОПФ).

В пункте 1.2 приложения В к ОКОПФ дано понятие резидента. К резиденту Российской Федерации относится институциональная единица, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации. Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила.

Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (кроме определения резидентства филиалов единицы-нерезидента).

К резидентам Российской Федерации помимо юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся на территории Российской Федерации посольства, военные базы, научные станции и прочие единицы резидентов за рубежом. Кроме того, студенты - граждане Российской Федерации, обучающиеся за рубежом, всегда остаются резидентами Российской Федерации. Остальные институциональные единицы относятся к нерезидентам.

Обратите внимание, пп. 13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 Порядка № 209н применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 01.01.2021, составлении отчетности с отчетности за 2021 г. (п. 2 приказа Минфина России от 29.11.2017 № 209н). Это означает, что следующие подстатьи КОСГУ необходимо применять только с 2021 г.:

Таким образом, при определении соответствующей подстатьи статьи 730 (830, 560, 660) КОСГУ необходимо руководствоваться Порядком № 209н, Методическими рекомендациями, а также нормативными документами, которые регулируют соответствующую отрасль законодательства. Для определения типа контрагента целесообразно также руководствоваться кодами ОКОПФ, а также приложением В к ОКОПФ.