Можно ли не применять СГС "Аренда", если обязанности по содержанию имущества на учреждение не возложены?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Смотрите также

Вопрос: Между федеральным бюджетным учреждением и территориальным управлением Росимущества заключен договор безвозмездного пользования частью нежилого помещения (200 кв. м). Договор заключен на неопределенный срок. Подписан акт приема - передачи.

До 1 января 2018 г. объект, полученный в безвозмездное пользование, учитывался на забалансовом счете 01. Согласно СГС "Аренда" право пользования ссудополучателя нежилым помещением следует признавать в качестве объекта учета аренды. Функции по содержанию переданного имущества на федеральное бюджетное учреждение не возложены. Право оперативного управления имуществом переоформляться не будет.

Можно ли в этом случае в 2018  г. и последующие годы продолжать учитывать имущество на счете 01 и не ставить его на балансовый счет 111.40 "Право пользования имуществом" как объект операционной аренды?

Ответ от 13.08.2018

С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, в т.ч. федеральный стандарт "Аренда", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС "Аренда"). В силу п. 2 СГС "Аренда" объекты имущества, полученные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды.

СГС "Аренда" не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС "Аренда" (до 1 января 2018 г.):

  • передающей стороной - на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 "Основные средства", одновременно на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование";
  • принимающей стороной - на счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

Такие разъяснения содержатся в разд. II методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В бухгалтерском учете пользователя (арендатора) объекты следует отражать на счете 01 при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429):

  • наличие распорядительных документов о передаче объектов пользователю (арендатору) в целях использования имущества в рамках выполнения функций (полномочий), без возложения на пользователя (арендатора) имущества обязанности по его содержанию;
  • наличие организационно-распорядительных документов у арендодателя имущества, возлагающих на него функции по содержанию имущества.

Если приведенные условия не выполняются, объект прав в случае операционной аренды должен учитываться на счете 111 40 "Права пользования активами" (п. 151.1 Инструкции № 157н).

Актив, полученный учреждением в бессрочное безвозмездное пользование, можно квалифицировать как объект учета операционной аренды на льготных условиях (пп. 12, 26 СГС "Аренда"). Разъяснения даны в письме Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794.

Отсутствие каких-либо платежей за помещение (например, возмещения стоимости коммунальных услуг и эксплуатационных расходов) само по себе не говорит о том, что применять СГС "Аренда" не нужно. Важно, чтобы функции по содержанию имущества были официально возложены на другую организацию.

Очевидно, в рассматриваемом случае эти расходы погашаются за счет средств ссудодателя. Использование бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, оказанных арендаторам (ссудополучателям), без их возмещения арендаторами (ссудополучателями), а также использование бюджетных средств на содержание имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование), квалифицируется как нарушение. См., например, п. 3.3 Методических рекомендаций по оценке правомерности и эффективности предоставления и использования субсидий на выполнение государственного задания, утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 19.06.2014 № 31/01-05, см. письмо Минимущества России от 17.09.2001 № НГ-30/16725.

Как задать вопрос