К какому типу контрагента относятся ПАО, ОАО, МУП и ООО в целях применения КОСГУ?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Вопрос: С 1 января 2019 г. статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. К какому типу контрагента относятся ПАО, ОАО, МУП и ООО?

Ответ от 12.04.2019

С 1 января 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н).

Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности" КОСГУ детализируется подстатьями:

731 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса";

732 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями";

733 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора";

734 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями";

735 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями";

736 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг";

737 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами";

738 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств";

739 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами".

Аналогично детализированы статьи 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности", 660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности", 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности" КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).

Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) "Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности" КОСГУ, статьи 560 (660) "Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности" КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.

Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153.

Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:

  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;
  • корпоративные юридические лица, владельцами более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения.

Таким образом, расчеты с МУП необходимо отражать с применением подстатей 733, 833, 563, 663 КОСГУ.

В силу параграфа 2 гл. 4 ГК РФ все перечисленные общества (ПАО, ОАО, ООО) относятся к коммерческим корпоративным организациям. При расчетах с ПАО, ОАО, ООО важна не только организационно-правовая форма контрагента, но и то, какого рода работы, услуги он оказывает. Кроме того, для выбора кода КОСГУ необходимо убедиться, что юридическое лицо не относится к госсектору. Иными словами, требуется проверить, не является ли публично-правовое образование или государственное (муниципальное) бюджетное, автономнее учреждения владельцем более 50% акций (долей) общества. Информация о структуре акционерного капитала является открытой.

Рассмотрим некоторые примеры. ПАО "Лукойл", ПАО "МТС" не относятся к организациям госсектора, поскольку акциями этих обществ владеют коммерческие организации и физические лица. Рассматриваемые юридические лица являются производителями товаров, работ, услуг. Следовательно, при расчетах с подобными организациями в номерах счетов указываются подстатьи 734, 834, 564, 664 КОСГУ.

Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера осуществляет Правительство РФ. Более 50% акций ПАО "Аэрофлот" принадлежит Российской Федерации в лице Росимущества. Указанные юридические лица также являются производителями товаров, работ, услуг, но при этом относятся к нефинансовым организациям госсектора. Следовательно, при расчетах с подобными контрагентами применяются подстатьи 733, 833, 563, 663 КОСГУ.

ПАО СК "Росгосстрах" является страховой компанией, т.е. финансовой организацией в целях применения КОСГУ (п. 10.4 Порядка № 209н). Акционеры общества - коммерческие организации и физические лица, т.е. к госсектору общество не относится. Для расчетов с такими контрагентами применяются подстатьи 735, 835, 565, 665.

Разберем еще один пример - ПАО "Сбербанк". Общество контролируется Центральным банком России, которому принадлежит 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. ЦБ России, в свою очередь, представляет собой государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы. Уставный капитал и иное имущество ЦБ России являются федеральной собственностью.

В то же время ЦБ России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом ЦБ России, включая золотовалютные резервы ЦБ России, осуществляются самим ЦБ России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом 10.07.2002 № 86-ФЗ. Изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено законодательством. Финансовая независимость ЦБ России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Кроме того, государство не отвечает по обязательствам ЦБ России, так же, как и ЦБ России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. ЦБ России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, кроме случаев, когда ЦБ России принимает на себя такие обязательства. В свою очередь, кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам ЦБ России, кроме случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

Таким образом, расчеты с ПАО Сбербанк отражаются с применением подстатьи 735 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями" КОСГУ (пп. 15.3.5 п. 15 Порядка № 209н). Однако, по нашему мнению, отнесение Сбербанка к организациям госсектора также нельзя считать ошибкой в силу особого статуса ЦБ РФ, т.е может применяться и подстатья 733 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора" КОСГУ.

Подводя итог, на наш взгляд, к организациям госсектора необходимо относить те ПАО, ОАО, ООО, владельцами более 50% акций (долей) которых изначально указаны публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения (в наших примерах это ОАО "РЖД" или ПАО "Аэрофлот"). Если же владельцем более 50% акций юридического лица является публично-правовое образование, но опосредованно, через другие организации и учреждения, как в случае со Сбербанком, то такое общество к организациям госсектора не относится.

Итак, расчеты с ГУП, МУП необходимо отражать с применением подстатей 733, 833, 563, 663 КОСГУ. При расчетах с ПАО, ОАО, ООО для выбора кода КОСГУ необходимо ответить на два вопроса:

  • является ли публично-правовое образование или государственное (муниципальное) бюджетное, автономное учреждение владельцами более 50% акций (долей) этого общества;
  • является общество производителем товаров, работ, услуг или финансовой организацией.

Как задать вопрос