В каких случаях автономные учреждения должны руководствоваться Законом № 44-ФЗ при расходовании субсидии?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

В каких случаях автономные учреждения должны руководствоваться Законом № 44-ФЗ при расходовании субсидии?

Дата публикации 10.08.2020

Вопрос аудитору

Муниципальное автономное учреждение заказывает в администрации субсидии на благоустройство поселка. Нужны урны и дорожные знаки. Запросили субсидию 901.1.02 (на иные цели в части расходов, на организацию мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы муниципальных учреждений). Всего сумма составила 29 950 руб. Закупка планируется по двум прямым договорам: урны - 15 000 руб., дорожные знаки - 14 950 руб.

Финорган не пропускает операции, мотивируя тем, что это капитальные вложения, и автономное учреждение должно провести закупки по Закону № 44-ФЗ. По нашему мнению, учреждение вправе закупить урны и дорожные знаки, руководствуясь Законом № 223-ФЗ, и поставить их на учет как основные средства.

Правильно ли учреждение выбрало субсидию для закупки урн и дорожных знаков? Действительно ли нужно проводить закупку по Закону № 44-ФЗ? Как муниципальные автономные учреждения должны закупать основные средства?

Сферы действия Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон № 223-ФЗ) и от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ) не пересекаются. Заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии только с одним из них. Однако ряд заказчиков могут в разных случаях применять либо один, либо второй закон.

Автономные учреждения по общему правилу при закупках руководствуются Законом № 223-ФЗ. Однако при предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов на капитальные вложения в объекты государственной, муниципальной собственности нужно применять положения Закона № 44-ФЗ (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). В этих случаях закупки выводятся из сферы действия Закона № 223-ФЗ, а Закон № 44-ФЗ применяется в пределах, указанных в самом законе или в договоре о выделении бюджетных инвестиций.

Субсидия на капитальные вложения предоставляется только в соответствии с п. 1 ст. 78.2 БК РФ. В рассматриваемом случае предоставляется субсидия на иные цели согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, для предоставления субсидии на капитальные вложения нет оснований, поскольку не ведется строительство объекта. Следовательно, положения Закона № 44-ФЗ в данном случае не применяются.

Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в т.ч. дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги. Это установлено п. 45 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В пункте 45 Инструкции № 157н сделана оговорка, что иной порядок учета этих элементов может быть установлен правилами ведения реестра имущества публично-правового образования. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации дорожное покрытие учитывается на балансе одного учреждения (администрации), а расходы на приобретение дорожных знаков осуществляет автономное учреждение.

Кроме того, рассматриваемые объекты до их установки могут быть приняты к учету в состав материальных запасов в качестве готовых к установке строительных конструкций и деталей (п. 99 Инструкции № 157н).

Вместе с тем, единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, удовлетворяющая следующим условиям (п. 10 федерального стандарта "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н):

Такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества.

Таким образом, дорожные знаки могут учитываться как в составе дороги, так и в качестве самостоятельных объектов основных средств.

Согласно п. 1.4 методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утв. приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр, к элементам благоустройства относятся малые архитектурные формы и городская мебель. Полагаем, что урны также могут рассматриваться в качестве малых архитектурных форм, т.е. речь идет об элементе благоустройства.

Элементы благоустройства, прочно связанные с землей, но не имеющие самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Они рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, на котором возведены. В связи с этим элементы не являются самостоятельными вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены. Такие разъяснения даны ВАС РФ в постановлениях от 17.01.2012 № 4777/08 и от 28.05.2013 № 17085/12.

Иными словами, если объекты в качестве самостоятельных объектов не возводятся, а представляют собой элемент благоустройства соответствующей территории, улучшают внешний вид территории, то к объектам основных средств они не относятся. Следовательно, принимать их к балансовому учету не требуется. Все затраты по возведению таких объектов учитываются в расходах учреждения. Информация об этих объектах указывается в инвентарной карточке по зданию (объекту благоустройства). Аналогичное мнение выражено в письме Минфина России от 23.09.2013 № 02-06-10/39403.

Если элемент благоустройства изначально возводится как объект основных средств, имеющий самостоятельные функции, комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов может принять решение об учете его в качестве отдельного инвентарного объекта. При этом выделять в самостоятельные объекты целесообразно только те, которые без ущерба можно демонтировать и переставить на другое место. Поэтому урны, как и дорожные знаки, могут быть учтены как в качестве самостоятельных объектов, так и в составе иного объекта.

Любое решение о порядке учета нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет использоваться имущество. Такие решения относятся к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией для их принятия (письмо Минфина России от 11.11.2013 № 02-06-010/48099).

Как понятно из вопроса, учреждение приобретает дорожные знаки и урны в качестве отдельных основных средств, а не в составе иных объектов. Кроме того, такие объекты, как правило, можно без ущерба демонтировать и переставить на другое место. Полагаем, что в учреждении принято обоснованное решение об учете урн и дорожных знаков в качестве отдельных инвентарных объектов. В таком случае капитальные вложения в объекты капитального строительства не осуществляются. Следовательно, при проведении рассматриваемых закупок автономное учреждение может руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ.