Вопрос аудитору
Муниципальное автономное учреждение заказывает в администрации субсидии на благоустройство поселка. Нужны урны и дорожные знаки. Запросили субсидию 901.1.02 (на иные цели в части расходов, на организацию мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы муниципальных учреждений). Всего сумма составила 29 950 руб. Закупка планируется по двум прямым договорам: урны - 15 000 руб., дорожные знаки - 14 950 руб.
Финорган не пропускает операции, мотивируя тем, что это капитальные вложения, и автономное учреждение должно провести закупки по Закону № 44-ФЗ. По нашему мнению, учреждение вправе закупить урны и дорожные знаки, руководствуясь Законом № 223-ФЗ, и поставить их на учет как основные средства.
Правильно ли учреждение выбрало субсидию для закупки урн и дорожных знаков? Действительно ли нужно проводить закупку по Закону № 44-ФЗ? Как муниципальные автономные учреждения должны закупать основные средства?
Сферы действия Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон № 223-ФЗ) и от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ) не пересекаются. Заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии только с одним из них. Однако ряд заказчиков могут в разных случаях применять либо один, либо второй закон.
Автономные учреждения по общему правилу при закупках руководствуются Законом № 223-ФЗ. Однако при предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов на капитальные вложения в объекты государственной, муниципальной собственности нужно применять положения Закона № 44-ФЗ (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). В этих случаях закупки выводятся из сферы действия Закона № 223-ФЗ, а Закон № 44-ФЗ применяется в пределах, указанных в самом законе или в договоре о выделении бюджетных инвестиций.
Субсидия на капитальные вложения предоставляется только в соответствии с п. 1 ст. 78.2 БК РФ. В рассматриваемом случае предоставляется субсидия на иные цели согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ, для предоставления субсидии на капитальные вложения нет оснований, поскольку не ведется строительство объекта. Следовательно, положения Закона № 44-ФЗ в данном случае не применяются.
Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в т.ч. дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги. Это установлено п. 45 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
В пункте 45 Инструкции № 157н сделана оговорка, что иной порядок учета этих элементов может быть установлен правилами ведения реестра имущества публично-правового образования. Полагаем, что в рассматриваемой ситуации дорожное покрытие учитывается на балансе одного учреждения (администрации), а расходы на приобретение дорожных знаков осуществляет автономное учреждение.
Кроме того, рассматриваемые объекты до их установки могут быть приняты к учету в состав материальных запасов в качестве готовых к установке строительных конструкций и деталей (п. 99 Инструкции № 157н).
Вместе с тем, единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, удовлетворяющая следующим условиям (п. 10 федерального стандарта "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н):
- в отношении нее самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала;
- часть имущества имеет отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
- стоимость части составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.
Такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества.
Таким образом, дорожные знаки могут учитываться как в составе дороги, так и в качестве самостоятельных объектов основных средств.
Согласно п. 1.4 методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утв. приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр, к элементам благоустройства относятся малые архитектурные формы и городская мебель. Полагаем, что урны также могут рассматриваться в качестве малых архитектурных форм, т.е. речь идет об элементе благоустройства.
Элементы благоустройства, прочно связанные с землей, но не имеющие самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Они рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, на котором возведены. В связи с этим элементы не являются самостоятельными вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены. Такие разъяснения даны ВАС РФ в постановлениях от 17.01.2012 № 4777/08 и от 28.05.2013 № 17085/12.
Иными словами, если объекты в качестве самостоятельных объектов не возводятся, а представляют собой элемент благоустройства соответствующей территории, улучшают внешний вид территории, то к объектам основных средств они не относятся. Следовательно, принимать их к балансовому учету не требуется. Все затраты по возведению таких объектов учитываются в расходах учреждения. Информация об этих объектах указывается в инвентарной карточке по зданию (объекту благоустройства). Аналогичное мнение выражено в письме Минфина России от 23.09.2013 № 02-06-10/39403.
Если элемент благоустройства изначально возводится как объект основных средств, имеющий самостоятельные функции, комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов может принять решение об учете его в качестве отдельного инвентарного объекта. При этом выделять в самостоятельные объекты целесообразно только те, которые без ущерба можно демонтировать и переставить на другое место. Поэтому урны, как и дорожные знаки, могут быть учтены как в качестве самостоятельных объектов, так и в составе иного объекта.
Любое решение о порядке учета нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет использоваться имущество. Такие решения относятся к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией для их принятия (письмо Минфина России от 11.11.2013 № 02-06-010/48099).
Как понятно из вопроса, учреждение приобретает дорожные знаки и урны в качестве отдельных основных средств, а не в составе иных объектов. Кроме того, такие объекты, как правило, можно без ущерба демонтировать и переставить на другое место. Полагаем, что в учреждении принято обоснованное решение об учете урн и дорожных знаков в качестве отдельных инвентарных объектов. В таком случае капитальные вложения в объекты капитального строительства не осуществляются. Следовательно, при проведении рассматриваемых закупок автономное учреждение может руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ.