Как учесть госпошлину за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как учесть госпошлину за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности?

Дата публикации 10.03.2020

Вопрос аудитору

Бюджетное учреждение уплатило госпошлину за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности 30.09.2019, комиссия по аккредитации была 20.01.2020. Можно ли отнести госпошлину на расходы 2019 г. или это следует сделать только после получения свидетельства о государственной аккредитации (в 2020 г.), а в отчетности 2019 г. отразить как дебиторскую задолженность по счету 303.05?

За выдачу свидетельства о государственной аккредитации, его переоформление и выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах (ч. 27 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Операции в учете бюджетного учреждения отражаются в соответствии с положениями инструкций:

Для учета расчетов с бюджетом по уплате государственной пошлины применяется счет 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (пп. 259, 263 Инструкции № 157н, п. 130 Инструкции № 174н).

Согласно п. 20 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов.

Объекты бухгалтерского учета признаются в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов учета (п. 16 СГС "Концептуальные основы").

Нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы порядок признания затрат в виде государственной пошлины не урегулирован. Поэтому у учреждения может возникнуть вопрос, в какой момент отнести расходы:

Руководствуясь нормами пп. 16, 78 СГС "Концептуальные основы", можно сделать вывод, что на дату уплаты госпошлины у учреждения нет оснований для признания платежа в расходах, поскольку факт хозяйственной жизни не свершился.

Если уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления на совершение юридически значимого действия в отношении заявителя и приложенных к нему документов отказал в совершении этого действия, возврат ранее уплаченной государственной пошлины не производится (письмо Минфина России от 22.07.2016 № 03-05-04-03/43002). Вывод основан на положениях п. 1 ст. 333.40 НК РФ, в котором перечислены случаи частичного или полного возврата уплаченной государственной пошлины.

С 01.01.2020 в п. 1 ст. 333.40 НК РФ появилось новое основание для возврата плательщику уплаченной им госпошлины - возвращение заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим это действие.

Можно сделать вывод, что применительно к рассматриваемой ситуации целесообразно начислить в учете расходы по уплаченной госпошлине на дату подачи документов в орган, осуществляющий процедуру аккредитации (на дату подтверждения принятия документов). До момента принятия заявления уполномоченным органом есть вероятность возврата госпошлины, а если документы приняты, но в аккредитации будет отказано, то госпошлина не возвращается.

Таким образом, если оснований для учета госпошлины в расходах в 2019 г. у учреждения не было, в учете отражается дебиторская задолженность по счету 303 05 на соответствующую сумму. Дебиторская задолженность на счете 303 05 допустима (п. 9.6 совместного письма Минфина России № 02-06-07/103995, Федерального казначейства № 07-04-05/02-29148 от 31.12.2019).