Как отразить в учете поставку дорожных знаков?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как отразить в учете поставку дорожных знаков?

Дата публикации 04.09.2020

Вопрос аудитору

Учреждение заключило контракт на поставку дорожных знаков, которые предназначены как для замены старых знаков, так и для установки новых по предписанию ГИБДД. Правильно ли относить те знаки, которые идут на содержание автомобильной дороги, по подстатье 225 КОСГУ, а те, которые идут как новые на установку по предписанию ГИБДД, по статье 310 КОСГУ в качестве дооборудования дороги?

При определении кода КОСГУ учреждения руководствуются порядком, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н).

Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в т.ч. дорожные знаки) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества публично-правового образования (п. 45 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Вместе с тем, единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, которая соответствует следующим условиям (п. 10 федерального стандарта "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, далее - СГС "Основные средства"):

Такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества.

Дорожные знаки до их установки могут быть приняты к учету в состав материальных запасов в качестве готовых к установке строительных конструкций и деталей, поскольку требуют монтажа (п. 99 Инструкции № 157н).

Таким образом, дорожные знаки могут учитываться как в составе дороги, так и в качестве самостоятельных объектов основных средств. Окончательное решение о порядке учета дорожных знаков принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов с учетом особенностей ведения реестра имущества публично-правового образования (п. 34 Инструкции № 157н).

В рассматриваемой ситуации дорожные знаки приобретаются по договору поставки (ст. 506 ГК РФ). Следовательно, расходы должны относиться на подстатьи (статьи) группы 300 "Поступление нефинансовых активов" (п. 11 Порядка № 209н).

Расходы на приобретение готовых к установке строительных конструкций и деталей отражаются по подстатье 344 "Увеличение стоимости строительных материалов" (п. 11.4.4 Порядка № 209н). Вместе с тем, расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов (включая строительные материалы) для целей капитальных вложений относятся на подстатью 347 КОСГУ (п. 11.4.7 Порядка № 209н).

Таким образом, если согласно правилам ведения реестра имущества публично-правового образования дорожные знаки учитываются в составе дороги, расходы на их поставку относятся на подстатью 344 КОСГУ. После установки их стоимость списывается на расходы. Замена и устройство недостающих дорожных знаков относится в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог (раздел IV классификации, утв. приказом Минтранспорта России от 16.11.2012 № 402). Следовательно, монтаж дорожных знаков, если они учитываются в составе дороги, относится на подстатью 225 КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка № 209н). В таком случае информация о проведенных работах, в т. ч. о новых элементах обстановки дороги, включается в инвентарную карточку, открытую на автомобильную дорогу (п. 27 Инструкции № 157н).

Если согласно правилам ведения реестра публично-правового образования дорожные знаки учитываются в составе отдельных инвентарных объектов, расходы на их поставку относятся на подстатью 347 КОСГУ. После установки их стоимость списывается на увеличение вложений в основные средства. Монтаж дорожных знаков в этом случае относится на подстатью 228 КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка № 209н).

Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете возможно только в случаях (п. 19 СГС "Основные средства", п. 27 Инструкции № 157н):

Затраты увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.

При квалификации работ необходимо принимать во внимание п. 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Реконструкция линейных объектов (к ним относятся и автомобильные дороги) - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

В общем случае установка дорожных знаков не может рассматриваться в качестве реконструкции, достройки или модернизации объекта, поскольку не приводит к существенному изменению параметров, повышению технического уровня и экономических характеристик объекта. На наш взгляд, увеличивать первоначальную (балансовую) стоимость дороги на стоимость работ по установке дорожных знаков у учреждения нет оснований, следовательно, статья 310 КОСГУ не применяется.