Какими проводками отразить уплату НДФЛ по акту проверки?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Какими проводками отразить уплату НДФЛ по акту проверки?

Дата публикации 02.10.2020

Смотрите также

Вопрос аудитору

По акту проверки за 2019 г. в казенном учреждении выявлено, что с денежного поощрения лучшему работнику культуры не удержан налог на доходы физических лиц. В августе 2020 г. от работника поступила в кассу недостающая сумма НДФЛ. Какими проводками оформить операцию?

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 НК РФ). В рассматриваемой ситуации учреждение является налоговым агентом, выполняющим функции по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению НДФЛ в бюджетную систему (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ внесены изменения в НК РФ, в т.ч. в п. 5 ст. 208, п. 9 ст. 226 НК РФ. В связи с этим с 1 января 2020 г., если налоговые органы при проверке обнаружат, что налоговый агент мог удержать НДФЛ с доходов физического лица, но не сделал этого, то доначисленный налог следует уплатить в бюджет налоговому агенту за счет собственных средств. При этом НДФЛ, уплаченный налоговым агентом за счет своих средств, не признается доходом физического лица.

Поскольку в рассматриваемом случае в 2020 г. удержать НДФЛ за прошлые периоды не представляется возможным, то налог должен быть уплачен за счет средств налогового агента.

Таким образом, учитывая изменения, внесенные в НК РФ, учреждению следует уплатить сумму начисленного налога за счет собственных средств. Удерживать эту сумму с физического лица, в отношении доходов которого она была начислена, не нужно. В данном случае возникают новые незапланированные расходы учреждения.

Порядок учета в расходах налоговых агентов НДФЛ, уплаченного за счет собственных средств, Минфином России не разъяснен. Полагаем, что такие расходы не могут быть отражены по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ и элементу вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений", поскольку они уже не являются удержанием из заработной платы.

Исходя из экономического смысла расходов в виде доначисленной суммы НДФЛ, их целесообразно отразить по подстатье 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ и элементу вида расходов 853 "Уплата иных платежей" на основании п. 10.9.5 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, п. 48.8.5.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.

Поскольку вопрос законодательно не урегулирован, окончательное решение автономному учреждению целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике.

В рассматриваемом случае речь идет не об уплате НДФЛ учреждением как налоговым агентом, поэтому корректность применения счета 303 01 вызывает сомнения. Кроме того, начисление НДФЛ учреждением как налоговым агентом производится путем удержания из средств, причитающихся физическому лицу. Указание в корреспонденции с кредитом счета 303 01 дебета счета 401 20 противоречит положениям инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).

Для прочих расчетов с бюджетом, не отнесенным на иные счета аналитического учета счета 303 00, может применяться счет 303 05 (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Таким образом, рассматриваемая ситуация может быть отражена в бюджетном учете казенного учреждения следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КРБ 1 401 20 295 Кредит КРБ 1 303 05 731 - принято обязательство по уплате суммы доначисленного НДФЛ (п. 102 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ 2 303 05 831 Кредит КИФ 2 304 05 295 - погашена задолженность по доначисленному НДФЛ (п. 111 Инструкции № 162н).

Сумма, поступившая в кассу от сотрудника, должна быть ему возвращена.

Смотрите также