Как поставить на учет мебель, компьютеры, МФУ, которые по окончании срока аренды помещения перейдут к арендатору?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как поставить на учет мебель, компьютеры, МФУ, которые по окончании срока аренды помещения перейдут к арендатору?

Дата публикации 02.09.2020

Смотрите также

Вопрос аудитору

МФЦ арендует помещение для размещения офиса. В техническом задании к контракту сказано, что в цену аренды входит приобретение, установка и подключение оборудования, приобретение мебели. К концу срока действия контракта стоимость оборудования и мебели будет выплачена и это имущество перейдет в собственность учреждения. Помещение в собственность не переходит. Стоимость арендной платы за движимое имущество не выделена, т.е. проходит один общий платеж.

Как в период действия контракта на аренду арендатору поставить на учет перечисленное имущество, на основании какого документа (договор безвозмездного пользования, акт приема-передачи и т.д.)?

Операции по получению имущества в аренду отражаются в бухгалтерском учете учреждений в соответствии с федеральным стандартом "Аренда", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС "Аренда").

СГС "Аренда" предусматривает классификацию объектов аренды в качестве операционной либо неоперационной (финансовой). Объект классифицируется в качестве объекта операционной аренды, если в его отношении выполняется хотя бы одно из условий, перечисленных в п. 12 СГС "Аренда":

В рассматриваемом случае по договору аренды передается имущественный комплекс в целом - помещение с мебелью и оборудованием. При этом стоимость мебели и оборудования не выделена. В такой ситуации можно говорить о пп. "б" п. 12 СГС "Аренда" применительно ко всему объекту аренды. Следовательно, учреждение может принять решение о классификации полученного имущественного комплекса в целом в качестве объекта учета операционной аренды на счете 111 42 "Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)" в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом (п. 151.1 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 332 Инструкции № 157н все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, которые учитываются на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и сроки, установленные для объектов на балансе.

Согласно п. 1.3, 3.7 методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания), арендатор (ссудополучатель) обязан проводить инвентаризацию имущества, арендованного или полученного в безвозмездное пользование. По такому имуществу он по результатам инвентаризации составляет отдельную опись в трех экземплярах в соответствии с п. 2.11 Методических указаний. Один экземпляр такого документа полагается арендодателю (ссудодателю).

В целях детализации имущества, полученного в аренду, учреждение вправе организовать управленческий учет таких объектов вне бухгалтерского учета. Порядок управленческого учета и его документальное оформление учреждение разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной политике или ином локальном акте учреждения.

В целях управленческого учета, а также для внутреннего контроля за сохранностью имущества учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета (п. 332 Инструкции № 157н). Соответственно, детализированный учет полученного в аренду имущества может быть организован на специально введенном дополнительном забалансовом счете в условной оценке "один объект, один рубль". Такой порядок учета также следует закрепить в положениях учетной политики.

Смотрите также