Как внести изменения в описи, если председатель комиссии уволился в ходе инвентаризации?
Ответы по учету в учреждениях госсектора

Как внести изменения в описи, если председатель комиссии уволился в ходе инвентаризации?

Дата публикации 01.09.2020

Вопрос аудитору

В ходе проведения внеплановой инвентаризации имущества и финансовых обязательств уволился председатель инвентаризационной комиссии. Инвентаризация по срокам не закончена, документы не подписаны (инвентаризационные описи в большом объеме). Внесением изменения в приказ о комиссии назначен новый председатель. Можно ли в подготовленных описях зачеркнуть ФИО уволившегося председателя, заменив ФИО и должностью нового?

Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным учреждением в учетной политике, а также в случаях, когда проведение инвентаризации обязательно. Это установлено п. 80 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Закон № 402-ФЗ).

Объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в учете на основании первичных учетных документов (п. 20 СГС "Концептуальные основы", ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами (ч. 7 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Исправления вносятся по согласованию с лицами, составившими и (или) подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием надписи "Исправленному верить" ("Исправлено") и даты внесения исправлений (п. 27 СГС "Концептуальные основы").

Законодательством не урегулирован вопрос, как поступать в случае, когда в ходе инвентаризации один из членов инвентаризационной комиссии увольняется. Утверждение нового члена комиссии (председателя) возможно на основании приказа (распоряжения) руководителя организации (см. также решение Шкотовского районного суда Приморского края от 30.11.2011 дело № 2-1147/2011).

При этом целесообразно составить промежуточный отчет, согласно которому прежний председатель инвентаризационной комиссии подтверждает своей подписью данные по уже проверенным объектам. Сведения о наличии по непроверенным объектам утверждаются подписью нового председателя комиссии.

Полагаем, что в случае отсутствия расхождений между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета результаты инвентаризации могут быть утверждены новым председателем комиссии (без составления промежуточного отчета).

Обязательным условием является указание информации о смене председателя инвентаризационной комиссии в документах по инвентаризации (описях, актах). К примеру, информация о Ф.И.О. нового председателя может быть указана дополнительно (например, через слеш либо в скобках) к Ф.И.О. прежнего председателя со ссылкой на локальные акты (например, приказы), подтверждающие увольнение прежнего председателя инвентаризационной комиссии и назначение нового. При этом зачеркивать Ф.И.О. прежнего председателя нельзя.

Кроме того, к инвентаризационному акту целесообразно приложить объяснительную записку о том, что новый председатель принял проверку вместо прежнего по причине его увольнения.

Детальный порядок действий в рассматриваемой ситуации устанавливается учреждением самостоятельно и фиксируется в учетной политике.