С 01.09.2022 распространять в интернете рекламу можно только при условии присвоения ей оператором рекламных данных идентификатора (уникальный набор цифр), с помощью которого Роскомнадзор будет осуществлять ее прослеживание и учет. На рекламе должны быть пометка "реклама", указание на рекламодателя или сайт с такой информацией.
Учет рекламы Роскомнадзором
Роскомнадзор создал систему учета рекламы в интернете. В ней собирается информация о всей рекламе, размещенной в интернете.
Предоставлять информацию обязаны сами участники рекламного рынка. Информация хранится в системе до 5 лет, доступ к ней смогут получить и иные государственные органы (ФАС России, ФНС России и т.д.)
Какую информацию нужно предоставлять в Роскомнадзор?
Перечень информации о рекламе в интернете, которую собирает Роскомнадзор, приведен в распоряжении Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р. В частности, в Роскомнадзор нужно передавать следующую информацию:
- полное и (или) сокращенное наименование юридического лица или Ф. И. О. физического лица или ИП;
- ИНН организации, ИП или физического лица (иностранное лицо предоставляет номер мобильного телефона или электронного средства платежа);
- ОГРН организации или ОРГНИП предпринимателя;
- адрес организации, предпринимателя или физического лица;
- Ф. И. О. должностного лица, которое уполномочено действовать от имени организации без доверенности;
- информация о лице, заключившем договор с рекламораспространителем или оператором рекламных систем (их представителями и посредниками).
Помимо этого, Роскомнадзор собирает информацию о самой рекламе:
- уникальные числовые обозначения рекламы (ID рекламы);
- описание объекта рекламы на русском языке;
- тип рекламной кампании, который определяется исходя их таких показателей, как:
- стоимость, равная произведению количества действий потребителей рекламы и стоимости одного действия потребителя рекламы (например, стоимость клика по рекламному баннеру);
- стоимость, равная произведению количества показов рекламы потребителям и стоимости одного показа;
- стоимость, равная произведению количества переходов потребителей к информации об объекте рекламирования и стоимости одного перехода;
- сведения об использованных средствах распространения рекламы в интернете (например, сайт) и сведения о рекламных системах;
- информация об объемах и распределении показов рекламы на администрируемых и информационных ресурсах;
- информация об объемах и распределении показов рекламы с использованием рекламных систем;
- информация о форме, в которой размещается реклама (например, видеоролики, баннеры, текстовые или графические объявления, аудиозаписи и т.д.);
- срок размещения рекламы или дата запуска рекламной кампании;
- характеристики целевой аудитории рекламы (пол, возраст, территория проживания);
- информация о договорах, заключенных между рекламодателем и (или) рекламораспространителем, и (или) оператором рекламной системы, и (или) с их представителями (посредниками).
Кто должен соблюдать новые правила?
Уведомлять Роскомнадзор о размещении рекламы в интернете должны все лица, участвующие в процессе размещения рекламы в интернете: рекламораспространители, рекламодатели, операторы рекламных систем и операторы рекламных данных.
Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Оператор рекламной системы – новый участник рекламного рынка, лицо, которому принадлежит система, при помощи которой происходит размещение рекламы в интернете.
Оператор рекламных данных – владелец программ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в интернете. Отбор операторов рекламных данных проводит Роскомнадзор.
Кто не должен соблюдать новые правила
Уведомлять Роскомнадзор о размещении рекламы в интернете не должны:
- рекламодатели, которые обладают исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являются изготовителями (продавцами) товаров,
согласовавшие в договоре с рекламораспространителем (оператором) рекламной системы возложение обязанности информировать Роскомнадзор о
размещении рекламы в интернете на распространителя рекламы или оператора.
Таким образом, если рекламную кампанию ведет сторонняя организация, например, рекламное агентство, можно возложить эту обязанность на нее; - операторы социальной рекламы.
Что делать участникам рекламного рынка?
Порядок, а также сроки передачи сведений о рекламе в Роскомнадзор закреплены в постановлении Правительства России от 28.05.2022 № 974.
В течение месяца, следующего за месяцем размещения рекламы в интернете, участник рекламного рынка должен сообщить об этом в Роскомнадзор. Например, если реклама размещена в интернете в сентябре 2022 года, сообщить об этом необходимо в течение октября 2022 года.
Сделать это можно или лично, или через оператора рекламных данных. В любом случае нужно зарегистрироваться в системе Роскомнадзора. Это можно сделать с аккаунтом ЕСИА и усиленной квалифицированной электронной подписью.
Ответственность за непредоставление сведений об интернет-рекламе в Роскомнадзор
Невыполнение обязанности по предоставлению в Роскомнадзор необходимой информации о рекламе и рекламодателе участнику рекламного рынка, который обязан это сделать, грозит привлечением к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Ответственность может наступить за непредоставление необходимой информации или ее предоставление с опозданием, а также если предоставленная информация окажется неполной, недостоверной или неактуальной. Наказанием послужит штраф:
- для граждан в размере от 2 000 до 5 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП – от 4 000 до 20 000 руб.;
- для организаций – от 100 000 до 500 000 руб.
Напомним, что Роскомнадзор обещал дать участникам рынка рекламы время на отладку взаимодействия до марта 2023 года и не штрафовать их за допущенные нарушения в этот период.