Бизнес-справочник: правовые аспекты

Последствия совершения контролируемых сделок

Дата публикации 11.03.2024

Признание сделки контролируемой влечет обязанность налогоплательщика уведомить об этом налоговые органы. Уведомление подается в налоговый орган по месту нахождения (жительства) налогоплательщика не позднее 20 мая года, следующего за годом совершения контролируемых сделок (ст. 105.16 НК РФ). При этом организации обязаны подавать уведомление о контролируемой сделке в электронном виде. Физлица вправе самостоятльно выбрать способ подачи (на бумажном носителе или в электронной форме).

В уведомлении указываются следующие сведения:

  1. календарный год, за который представляются сведения;
  2. предметы сделок;
  3. сведения об участниках сделок;
  4. сумма полученных доходов (расходов) по сделкам с выделением сумм по сделкам, цены которых подлежат регулированию;
  5. об условиях совершения сделки (для сделок с товарами – также о базисе поставки, дате отгрузки товаров, дате перехода права собственности и дате признания дохода (расхода) по сделке);
  6. об использованных методах трансфертного ценообразования и источниках информации о сопоставимых сделках;
  7. в отношении внешнеторговых сделок с сырьевыми товарами между взаимозависимыми лицами – сведения о цепочке создания стоимости таких товаров, включая сведения о конечном покупателе и (или) происхождении товаров.

Кроме того, ст. 105.15 НК РФ предоставляет ФНС России право истребовать у налогоплательщиков документацию о конкретной контролируемой сделке (группе контролируемых сделок), если иное не предусмотрено п. 7 ст. 105.15 НК РФ. Такая информация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за годом совершения контролируемых сделок. И налогоплательщик в течение 30 рабочих дней с момента получения требования должен представить:

  1. сведения о своей деятельности, связанной с совершенной сделкой;
  2. перечень лиц, с которыми совершена сделка и их функции по этой сделке;
  3. описание коммерческих и финансовых условий сделки;
  4. сведения о доходах и расходах, численности сотрудников, сумме прибыли (убытка), стоимости основных средств и нематериальных активов иностранного взаимозависимого контрагента с приложением его финансовой отчетности;
  5. документы, содержащие регистрационные данные иностранного лица, являющегося стороной контролируемой сделки, и сведения о лицах, выступающих от имени указанного лица.
  6. сведения о методах, используемых при определении цен в целях налогообложения;
  7. сведения о деятельности международной группы компаний с учетом требований пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.15 НК РФ.

Отметим, с 01.01.2024 ФНС России получила право на истребование документов по контролируемой сделке в том числе и вне рамок проверки (в порядке, предусмотренном п. 1, 2, 5 ст. 93 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ). В этом случае представить документы необходимо в течение 30 рабочих дней с момента получения требования.

Однако ФНС России не может истребовать документацию о контролируемых сделках:

  1. если цены в сделках применяются в соответствии с предписанием антимонопольных органов;
  2. при совершении сделок с лицами, с которыми налогоплательщик не является взаимозависимым;
  3. по сделкам с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг;
  4. по сделкам, в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании.

Необходимо отметить следующее. Если налогоплательщик подает уточненное уведомление до того, как узнал, что налоговый орган обнаружил в первоначальном уведомлении недостоверные сведения о контролируемых сделках, то он освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Иными словами, ответственность не наступает, если уточненное уведомление представлено налогоплательщиком до получения справки по результатам проверки.