Бизнес-справочник: правовые аспекты

Смена генерального директора

Дата публикации 11.03.2024

Кто может применять

Необходимость сменить руководителя может возникнуть по различным причинам, например:

Этот материал посвящен порядку смены генерального директора в тех случаях, когда он был назначен общим собранием участников, единственным учредителем или советом директоров ООО и с ним заключен трудовой договор. Процедура состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их подробнее.

1. Принять решение о смене руководителя

Решение о смене руководителя может принять (пп. 2 п. 2.1 ст. 32, пп. 4 п. 2 ст. 33, ст. 39 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, далее - Закон № 14-ФЗ):

Порядок проведения общего собрания участников рассмотрен в рубрике "Общее собрание участников ООО".

Итак, общему собранию участников (совету директоров или единственному учредителю) необходимо принять следующие решения:

После того, как решения по всем вопросам будут приняты, необходимо оформить протокол общего собрания (ст. 181.2 ГК РФ). Решение совета директоров также оформляется протоколом.

ГК РФ требует, чтобы состав участников общего собрания ООО и принятые этим собранием решения были нотариально заверены. Однако уставом ООО или решением общего собрания участников (принятым единогласно) может быть установлен иной способ заверения. Так, нотариальное заверение может заменить, например, подписание протокола всеми участниками ООО (или частью участников) (пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ).

Заметим, для нотариального заверения решения присутствие нотариуса непосредственно на заседании общего собрания не является обязательным. Нотариус может засвидетельствовать подписи участников собрания на протоколе после его оформления.

Единственный участник общие собрания не проводит и, соответственно, протоколы не составляет. Ему достаточно оформить соответствующее решение письменно (ст. 39 Закона № 14-ФЗ).

В нем следует указать:

Такие решения являются основанием для расторжения трудового договора с генеральным директором. Увольнение руководителя до принятия данных решений не лишает его права действовать от имени ООО.

О том, как прекратить трудовой договор с директором, являющимся единственным участником общества и осуществляющим свои полномочия в рамках трудового договора, см. Увольнение руководителя организации, являющегося ее единственным участником.

2. Внести изменения в ЕГРЮЛ

После того как принято решение о прекращении полномочий действующего руководителя и назначении нового, необходимо внести соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Сделать это необходимо в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (пп. "л" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, далее - Закон № 129-ФЗ).

Для этого необходимо пройти несколько этапов.

Подробнее о том, может ли новый директор действовать от имени ООО, если запись о смене директора не внесена в ЕГРЮЛ, см. статью-рекомендацию.

Подать документы в регистрирующий орган

Для внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо предоставить в налоговую инспекцию заявление по форме Р13014, утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ). Его подписывает новый директор, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (письмо ФНС России от 23.08.2006 № ГВ-6-14/846@, постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 № 12049/05, решение ВАС РФ от 29.05.2006 № 2817/06).

Для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом генеральном директоре заполнять форму заявления Р13014 полностью не требуется. Достаточно заполнить:

На практике регистрирующий орган может требовать и иные документы, например, решение общего собрания (решение единственного участника).

Заявление может быть представлено (ст. 9, п. 2 ст. 18 Закона № 129-ФЗ):

Отметим, что инспекция не может отказать в приеме документов (п. 46 Административного регламента, утв. приказом ФНС России от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@).

Получить расписку о принятии документов

При подаче документов заявителю выдается расписка в их получении.

Если документы подаются лично, то работники инспекции выдают расписку на руки в тот же день.

Если документы поданы через представителя, то расписка будет выдана ему.

Если документы посланы по почте, инспекция вышлет расписку по указанному заявителем адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Если же документы поданы в электронной форме, расписка направляется в виде электронного документа на электронную почту заявителя.

Можно разместить на сайте регистрирующей инспекции запрос о направлении на электронную почту информации о факте предоставления документов. Информация направляется инспекцией не позднее рабочего дня, следующего за днем получения инспекцией документов.

Такой порядок установлен п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Получить документы

Регистрация изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня подачи всех необходимых документов (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).

После внесения изменений инспекция обязана выдать Лист о записи Единого государственного реестра юридических лиц (форма № Р50007), утв. приказом ФНС России от 06.11.2020 № ЕД-7-14/794@.

Документ в электронной форме (подписанный УКЭП) инспекция направляет заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении, и на адрес, указанный в ЕГРЮЛ. Срок направления документов - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для регистрации срока (п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

По запросу заявителя инспекция (МФЦ, нотариус) может выдать подтверждающие регистрацию документы в бумажном виде.

3. Уведомить банк

Сведения о лицах, которые имеют право осуществлять операции по счету ООО, а также их подписи указываются в карточке с образцами подписи и печати (п. 5.1 Инструкции Банка России от 30.06.2021 № 204-И).

Карточка действует до прекращения договора банковского счета, вклада (депозита) либо до ее замены новой карточкой. Случаи, когда замена карточки является обязательной определяются банковскими правилами (п. 5.8 Инструкции Банка России от 30.06.2021 № 204-И). Например, к таким случаям можно отнести утрату полномочий прежним руководителем. Тогда карточка считается недействительной.

Таким образом, после вступления в должность нового генерального директора обществу потребуется поменять банковскую карточку.

Для этого в банк нужно представить (п. 5.8 Инструкции Банка России от 30.06.2021 № 204-И):

Если подлинность собственноручных подписей лиц, наделенных правом подписи, засвидетельствована нотариально, то в банк также подаются копии документов, удостоверяющих личности лиц, наделенных правом подписи, либо сведениями об их реквизитах.

Без указанных документов банк не примет новую карточку, кроме случая, когда он уже располагает такими документами.

 

Статья-рекомендация: