Бизнес-справочник: правовые аспекты

Какие льготы предусмотрены для малых и средних предприятий

Дата публикации 04.06.2020

Смотрите также

Отнесение к категории субъектов малого и среднего предпринимательства воспользоваться рядом льгот и мер государственной поддержки, особенно в период неблагоприятной экономической ситуации, вызванной коронавирусом. Рассмотрим, какие преимущества есть у таких предпринимателей.

Льготы арендаторам – МСП

Малые и средние предприниматели, арендующие федеральное имущество, могут получить освобождение или отсрочку по арендной плате в 2020 году (распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 № 670-р).

Причем арендаторы, работающие в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, освобождаются от арендной платы с 1 апреля по 1 июля 2020 года и могут получить отсрочку за период с 1 июля по 1 октября 2020 года.

Остальным положена отсрочка арендной платы за период с 1 апреля по 1 октября 2020 года.

Подробнее об условиях отсрочки (освобождения) читайте здесь, а о порядке их получения – здесь.

Кредитные каникулы

МСП могут рассчитывать на кредитные каникулы, если работают в наиболее пострадавших отраслях в условиях распространения коронавируса. Это право предусмотрено Федеральным законом от 03.04.2020 № 106-ФЗ. Кредитные каникулы подразумевают:

Подробнее о кредитных каникулах читайте в статье, а разъяснения Микэнономразвития о правилах их предоставления см. здесь.

Субсидии на выплату зарплаты сотрудникам

МСП, которые ведут деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от коронавируса, могут получить бюджетные субсидии за апрель и май 2020 года в размере 12 130 руб. на каждого работника (для ИП без работников – в размере 12 130 рублей). Правила выплаты предусмотрены постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576.

Претендовать на господдержку могут те, кто на 01.03.2020 включен в реестр МСП, а пострадавший вид деятельности указан в качестве основного в ЕГРЮР/ЕГРИП. Цель субсидии – частично компенсировать в апреле и мае 2020 года затраты (в т.ч. на оплату труда), связанные с осуществлением деятельности в условиях коронавируса.

Подробнее условия субсидирования рассмотрены здесь, рекомендованный ФНС порядок заявления субсидии приведен здесь, а отражение субсидий в программах 1С см. здесь.

Перенос срока уплаты налогов и взносов

Автоматический перенос срока уплаты налогов и взносов (кроме НДС и налогов у налогового агента) в 2020 году действует для МСП, работающих в наиболее пострадавших отраслях экономики. Важно, чтобы пострадавший вид деятельности был указан в ЕГЮЛ/ЕГРИП в качестве основного по состоянию на 01.03.2020. Это предусмотрено постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409.

Перенесенные сроки приведены в таблице. О том, как в программах 1С сформировать список задач с учетом переноса сроков, см. здесь.

Снижены тарифы страховых взносов

Со всех выплат, произведенных в пользу физических лиц (по трудовым и гражданско-правовым договорам), после 1 апреля 2020 года взносы можно платить по пониженным тарифам (пенсионные – 10 %, медицинские – 5 %, социальные – 0 %). Это правило применяется только к той части выплат, которая превышает МРОТ, то есть 12 130 руб. в 2020 году. Это предусмотрено Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ.

Порядок расчета взносов по пониженным тарифам рассмотрен в статье, а расчет по пониженным тарифам в программах 1С приведен здесь.

Мораторий на плановые и внеплановые проверки

До конца 2020 года приостановлено проведение плановых и внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в ред. Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Запрет действует с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно. Исключение составляют проверки, основанием для которых является:

До изменений статья 26.2 Закона № 294-ФЗ уже содержала мораторий на проверку малого бизнеса до конца 2020 года. Однако под запрет не попадал средний бизнес. Кроме того, запрет распространялся только на плановые проверки и устанавливался более широкий перечень исключений в отношении приостановления проверок.

Упрощенный кадровый документооборот

Работодатели-микропредприятия освобождены от обязанности издавать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Это означает, что они могут не оформлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и т.д. Такое правило закреплено в ст. 309.2 ТК РФ. Все сведения, которые обычно включаются в локальные акты, должны быть прописаны в трудовом договоре с работником. Специально для этого была разработана типовая форма трудового договора, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858. Работодатель, отказавшийся полностью или частично от использования локальных нормативных актов, должен заключать трудовые договоры на основе этой формы.

Возможность заключать срочные трудовые договоры

Трудовым кодексом (ч. 1 и ч. 2 ст. 59 ТК РФ) предусмотрен ограниченный ряд случаев, когда работодатель может заключить с работником срочный трудовой договор. Например, заключение срочного трудового договора допускается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, на время выполнения временных работ сроком до двух месяцев, для выполнения сезонных работ и т.д. Во всех остальных случаях трудовой договор должен быть бессрочным. Эти правила не распространяются на субъектов малого и среднего предпринимательства. Они вправе заключить срочный трудовой договор в любое время даже при отсутствии перечисленных в ст. 59 ТК РФ условий только на основании соглашения с работником. Сделать это вправе те организации и предприниматели, общее количество работников у которых не превышает 35 человек (а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек) (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Смягчение наказания за нарушения

При соблюдении ряда условий - штраф, выявленный в ходе проверки субъекта малого или среднего предпринимательства, должен быть заменен на наказание в виде предупреждения (ст. 4.1.1 КоАП РФ). Это возможно, если (ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ):

Замена штрафа на предупреждение может быть осуществлена как в момент его вынесения уполномоченным лицом (рекомендуем напомнить ему о такой возможности), так и в суде при оспаривании вынесенного уполномоченным лицом постановления о привлечении к административной ответственности.

Из этого правила есть исключения. Так, штраф нельзя заменить на предупреждение в случае совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Смотрите также