Обособленным подразделением признается любое территориально обособленное подразделение ООО, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места, созданные более чем на месяц. При этом не важно, указано ли такое подразделение в Уставе ООО и какие у него полномочия (абз. 18 п. 2 ст. 11 НК РФ).
К обособленным подразделениям относятся (п. 1, п. 2 ст. 55 ГК РФ):
- представительство – обособленное подразделение ООО, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
- филиал – обособленное подразделение ООО, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть (в т. ч. функции представительства);
- иное подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством.
Подробнее о том, нужно ли создавать обособленное подразделение, если ООО принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности, см. Возникает ли у ООО обособленное подразделение, если оно принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности?
Законом урегулирован порядок создания обособленных подразделений – филиала и представительства. Порядок создания иных обособленных подразделений законодательством не определен. На практике для создания такого структурного подразделения часто используется порядок, аналогичный тому, который установлен для создания филиала или представительства. Рассмотрим процедуру создания филиала или представительства более подробно.
1. Принять решение о создании филиала или представительства
Решение о создании филиала или представительства ООО может быть принято:
- на общем собрании участников общества (п. 1 ст. 5, пп. 13 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ),
- на заседании совета директоров (наблюдательного совета), если это предусмотрено уставом ООО (пп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона № 14-ФЗ).
В случае проведения общего собрания для принятия решения о создании филиала или представительства необходимо получить согласие не менее двух третей всех участников. Указанное минимальное количество голосов может быть увеличено уставом общества.
Для случаев, когда решение принимается советом директоров, минимальное количество голосов законом не установлено и должно быть определено в уставе ООО.
Если в ООО только один участник, решение о создании филиала или представительства он принимает единолично.
Подробнее о том, как провести общее собрание участников см. Общее собрание участников ООО.
Поскольку филиал и представительство не являются самостоятельными юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных обществом положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Поэтому после принятия решения об их создании следует также утвердить положение о филиале (представительстве), в котором должно быть указано:
- место нахождения филиала (представительства);
- функции филиала (представительства);
- права филиала (представительства);
- права и обязанности ООО перед филиалом (представительством);
- порядок управления имуществом филиала (представительства).
2. Зарегистрировать изменения
Вносить какие-либо изменения в устав ООО в связи с созданием филиала или представительства не требуется. Необходимо лишь зафиксировать информацию о новом структурном подразделении в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Сделать это необходимо в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения о создании филиала (представительства) (пп. "н" ч. 1, ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ).
Если создается обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством, этот этап можно пропустить и перейти к Шагу 3.
Для внесения изменений в ЕГРЮЛ в связи созданием филиала или представительства необходимо выполнить следующие действия.
Подать документы в регистрирующий орган
Для регистрации обособленного подразделения ООО нужно заполнить заявление по форме № Р13014, утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. В пункте 2 листа Л этой формы необходимо проставить значение 1 (п. 97 Приложения № 13 к приказу ФНС России № ЕД-7-14/617@).
Если заявление подается на бумаге подпись исполнительного органа (генерального директора) в заявлении должна быть удостоверена нотариально. Если заявление подается в электронной форме, нотариальное удостоверение подписи не нужно, однако оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Заявление на регистрацию может быть подано при помощи:
- интернет-сервиса на сайте ФНС;
- единого портала Госуслуг;
- МФЦ;
- нотариуса, у которого есть доступ к единой информационной системе нотариата и системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Требования к оформлению документов, направляемых для регистрации обособленного подразделения, а также порядок их подачи приведен в Порядке, утв. приказом ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1267@.
Получить расписку о приеме документов
При подаче заявления выдается расписка в их получении.
Если заявление подается лично, то работники инспекции выдают расписку на руки в тот же день.
Если заявление подано через представителя, то расписка направляется на почтовый адрес заявителя.
В случае направления заявления по почте инспекция вышлет расписку по указанному заявителем адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления.
Если заявление подано в электронной форме, расписка направляется в виде электронного документа на электронную почту заявителя.
При подаче документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр расписка в их получении выдается многофункциональным центром (если иной способ получения расписки не указан заявителем). Такой порядок установлен в п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.
Получить документ, подтверждающий внесение изменений в ЕГРЮЛ
Регистрация изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня подачи всех необходимых документов (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).
Документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, направляется по адресу электронной почты юридического лица, нотариуса или в МФЦ (в зависимости от способа подачи заявления) (п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). Форма такого документа утверждена приказом ФНС России от 06.11.2020 № ЕД-7-14/794@.
3. Поставить обособленное подразделение на учет в инспекции
При создании филиала или представительства вставать на учет в налоговой инспекции по месту их нахождения не нужно. Инспекция сделает это самостоятельно исходя из сведений о создании обособленного подразделения, внесенных в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).
Если создается обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то организация обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ).
Для этого в течение месяца со дня создания обособленного подразделения нужно направить в налоговый орган по месту нахождения головной организации сообщение по форме № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@ (п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ).
Такое сообщение может быть подано (п. 7 ст. 23 НК РФ):
- лично заявителем или через представителя, действующего на основании доверенности. Заверять ее у нотариуса не требуется (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
- по почте заказным письмом;
- в электронной форме (приложение № 5 к приказу ФНС России от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@) по телекоммуникационным каналам связи, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или представителя.
Инспекция поставит созданное обособленное подразделение на учет в течение 5 рабочих дней со дня получения сообщения (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ).
Следует иметь в виду, что если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, городе федерального значения, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, ставить обособленное подразделение на учет можно только в одном из них на усмотрение организации (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Обратите внимание: по мнению Минфина России, форма организации, а также срок нахождения работников на стационарных рабочих местах никак не влияют на обязанность организации встать на учет по месту нахождения его обособленного подразделения. Отсутствие в таком подразделении работников при наличии оборудованных стационарных рабочих мест влечет обязанность постановки на учет (см. письмо Минфина России от 16.05.2017 № 03-02-07/30877).
4. Назначить руководителя подразделения
Руководителем подразделения можно назначить кого-то из уже имеющихся сотрудников либо это может быть вновь принятое на работу лицо. Во втором случае необходимо заключить трудовой договор с вновь принятым на эту должность лицом или осуществить перевод.
Подробнее о том, как заключить трудовой договор с гражданином РФ, см. Прием на работу российских граждан.
Подробнее о том, как заключить трудовой договор с иностранным гражданином, см. Трудовые отношения с иностранными гражданами.
Подробнее о том, как правильно оформить перевод, см. Перевод и перемещение работника.
5. Наделить руководителя полномочиями
Руководителю филиала (представительства) необходимо выдать доверенность от имени ООО на совершение действий в интересах последнего (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Сделать это может руководитель общества. Заверять печатью организации такую доверенность не обязательно (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Отметим, подобная доверенность может быть выдана не только руководителю филиала или представительства, но и руководителю обособленного подразделения, которое филиалом или представительством не является.
В этой доверенности следует указать, имеет ли руководитель филиала (представительства) право:
- формировать штат работников филиала (представительства);
- выдавать доверенности работникам филиала (представительства);
- распоряжаться средствами филиала (представительства);
- выступать от имени филиала и в интересах филиала (представительства);
- совершать сделки от имени ООО в процессе обычной хозяйственной деятельности;
- открывать счет в банке и санкционировать проведение операций по счету.
6. Принять сотрудников на работу
После того как филиал (представительство) создан и назначен руководитель, необходимо укомплектовать его штат.
Сделать это можно двумя способами:
- принять на работу новых сотрудников;
- перевести в филиал сотрудников, работающих в головной организации.
Подробнее о том, как заключить трудовой договор с гражданином РФ, см. Прием на работу российских граждан.
Подробнее о том, как заключить трудовой договор с иностранным гражданином, см. Трудовые отношения с иностранными гражданами.
Подробнее о том, как правильно оформить перевод, см. Перевод и перемещение работника.
Следует иметь в виду, что в трудовом договоре с сотрудником, принимаемым в обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности, в качестве места работы указывается обособленное подразделение и его местонахождение (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Договор подписывается:
- руководителем ООО, если директор филиала не имеет права формировать его штат;
- руководителем филиала (представительства), если он на это уполномочен доверенностью.
Налоговые последствия
При открытии филиала ООО теряет право на применение УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Если созданное обособленное подразделение к филиалам не относится, то право на "упрощенку" сохраняется (письмо Минфина России от 20.06.2013 № 03-11-06/2/23305). Кроме того до 01.01.2016 не могли применять УСН также организации, у которых были представительства. Однако Федеральный закон от 06.04.2015 № 84-ФЗ устранил это ограничение.
Подробнее о налогообложении при утрате права на применение УСН см. Справочник "Упрощенная система налогообложения".
Кроме того, организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют налог на прибыль с определенными особенностями в соответствии со ст. 288 НК РФ.
Подробнее об этом см. Порядок исчисления налога на прибыль по обособленным подразделениям.
Статьи-рекомендации: