Справочник по 1С:БГУ 8 для бюджетных и автономных учреждений

Расчеты по НДС при аренде государственного имущества (позиция арендатора - налогового агента, КФО 4)

Налоговый учет

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами являются арендаторы. Учреждение-арендатор – налоговый агент обязано исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При удержании сумм НДС налоговыми агентами применяется ставка 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Обязанности налогового агента возникают, если орган государственной власти, орган местного самоуправления сдает в аренду имущество казны. Порядок уплаты НДС, установленный п. 3 ст. 161 НК РФ, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Согласно ст. 125 ГК РФ органы государственной власти могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Российской Федерации и субъектов РФ, а органы местного самоуправления – от имени муниципальных образований. Следовательно, при сдаче в аренду имущества казны орган местного самоуправления, несмотря на то, что является казенным учреждением, в договоре выступает как орган власти. Такой вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 № 384-О.

Если имущество закреплено за органом государственной власти, органом местного самоуправления на праве оперативного управления, то он выступает как обычное казенное учреждение. В этом случае у арендатора обязанностей налогового агента не возникает на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ (письма Минфина России от 11.07.2017 № 03-07-11/43774, от 02.10.2015 № 03-07-11/56570).

Если арендатор – налоговый агент не является плательщиком НДС, то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные им в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента, к вычету не принимаются, а относятся за счет тех же источников, что и сама арендная плата (письмо УМНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618).

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при исчислении налоговыми агентами суммы НДС составляются счета-фактуры в порядке, установленном пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ. Порядок заполнения счетов-фактур регулируется ч. II приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. При составлении счетов-фактур налоговыми агентами в строках 2 – 4 счета-фактуры указываются реквизиты продавца (согласно договору с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога. В строке 5 счета-фактуры указываются номер и дата платежно-расчетного документа, свидетельствующего об оплате приобретаемых услуг и (или) имущества.

Согласно ч. II приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 учреждения – налоговые агенты по НДС ведут только часть 1 Журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в тех налоговых периодах, в которых регистрируют соответствующие счета-фактуры. Налоговые агенты по НДС регистрируют в книге продаж счета-фактуры, составленные при исчислении налога (п. 3 ч. II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Бухгалтерский учет

В учете бюджетных и автономных учреждений операции отражаются в порядке, определенном положениями:

Расчеты по НДС арендатором – налоговым агентом учитываются в соответствии с пп. 73, 128, 131 Инструкции № 174н, пп. 73, 136, 159 Инструкции № 183н.

В соответствии с разд. V указаний, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, расходы по арендной плате в соответствии с заключенными договорами аренды относятся на подстатью 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ. Также на подстатью 224 КОСГУ относятся расходы учреждений – арендаторов по уплате НДС, исчисленного ими как налоговыми агентами при исполнении обязательства по уплате арендных платежей согласно договору аренды имущества.

Если учреждение выступает налоговым агентом по перечислению НДС с арендной платы, операции по перечислению удержанного НДС отражаются за счет того КВР, на который относится арендная плата (письмо Минфина России от 10.03.2016 № 02-05-12/13236). Если арендная плата перечисляется по КВР 244, то и удержанный НДС учреждение должно отнести на КВР 244.

При применении КПС (классификационные признаки счетов) вида "Бюджетная классификация" для формирования номеров счетов можно руководствоваться приложением 2 к инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н. К счету 0 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" в части операций налогового агента применяется КПС вида КРБ.

Документальное оформление

Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений регулируется приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок № 11н), со средствами автономных учреждений - приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 № 15н (далее – Порядок № 15н). Для проведения кассовых выплат в целях перечисления налоговых обязательств учреждение представляет в орган Федерального казначейства Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) (п. 4 Порядка № 11н, п. 5 Порядка № 15н).

 

Расчеты по НДС при аренде государственного имущества (позиция арендатора - налогового агента, КФО 4) (БГУ ред. 1.0)

Расчеты по НДС при аренде государственного имущества (позиция арендатора - налогового агента, КФО 4) (БГУ ред. 2.0)