Справочник по 1С:БГУ 8 для бюджетных и автономных учреждений

Покупка полностью самортизированного объекта основных средств

Бухгалтерский учет

Объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (пп. 23, 47 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Ею признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение или изготовление (создание) активов с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками и (или) подрядчиками (кроме приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС).

Срок полезного использования основных средств определяют в соответствии с п. 44 Инструкции № 157н. При этом прежде всего руководствуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Если учреждение приобрело объект основных средств, который ранее был в эксплуатации, дату окончания срока полезного использования нужно определять с учетом срока фактической эксплуатации у предыдущего владельца.

Инструкция № 157н не содержит специального порядка определения срока полезного использования, если приобретен полностью самортизированный объект. Этот срок должна установить комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов, принимая во внимание критерии, которые перечислены в п. 44 Инструкции № 157н:

В соответствии с п. 86 Инструкции № 157н амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия. Однако в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" предусмотрен несколько иной порядок: амортизация начисляется в последний день месяца, поскольку регламентные затраты отражаются в конце месяца.

Бюджетные, автономные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с положениями инструкций, утв. приказами Минфина России от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 174н, Инструкция № 183н).

Корреспонденции счетов по принятию к учету приобретенных объектов основных средств и начислению амортизации приведены в пп. 9, 26, 51 инструкций № 174н, № 183н.

Согласно п. 2.1 Инструкции №  174н, п. 3 Инструкции № 183н операции отражаются на счетах рабочего плана счетов, содержащих в структуре номера счета:

По счетам аналитического учета счетов 101 00, 104 00 в разрядах 5 – 17 номера счета отражаются нули. Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества. Таким образом, к счетам 101 00, 104 00 указывается классификационный признак счетов вида КРБ – ХХХХ0000000000000. Для номеров счетов 106 00, 109 00 аналогичное правило не предусмотрено, они формируются в общем порядке с указанием вида расхода (ХХХХ0000000000ХХХ).

После выполнения поставщиком, подрядчиком, исполнителем своих обязательств по договору у учреждения возникают денежные обязательства. Они отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства" в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н).

Документальное оформление

В соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н при поступлении материальных ценностей (в т.ч. основных средств, материальных запасов) учреждение составляет Приходный ордер (ф. 0504207). Он служит основанием для принятия активов к бухгалтерскому учету и отражения на балансе.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 07.12.2016 № 02-07-10/72795, Приходный ордер (ф. 0504207) можно не оформлять при наличии отгрузочных документов поставщика, предусмотренных условиями договора (контракта).

Конкретный порядок оформления первичных документов для принятия приобретенных объектов к учету в состав основных средств учреждение может предусмотреть в учетной политике. Наряду с товаросопроводительными документами поставщика дополнительно может составляться Приходный ордер (ф. 0504207) или Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Перечень документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, приведен в приложении 4.1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 № 221н. Среди прочих такими документами являются акт выполненных работ, акт оказанных услуг, счет, счет-фактура, товарная накладная, универсальный передаточный документ. Бюджетные и автономные учреждения могут использовать приведенный перечень в качестве ориентира.

 

Покупка полностью самортизированного объекта основных средств (БГУ ред. 1.0)

Покупка полностью самортизированного объекта основных средств (БГУ ред. 2.0)