Может ли налоговая в рамках встречной проверки требовать документы на закупку товара, проданного контрагенту?
Ответы по налогам и взносам

Может ли налоговая в рамках встречной проверки требовать документы на закупку товара, проданного контрагенту?

Дата публикации

Вопрос аудитору

В организацию поступило требование о представлении документов в отношении покупателя в связи с камеральной проверкой его декларации по НДС. Налоговая инспекция требует не только документы на отгрузку в адрес контрагента, но и документы на закупку товара, который ему реализован. Правомерно ли требование ИФНС? Какие санкции ждут организацию, если она не представит документы на закупку?

Налоговый инспектор, проводящий проверку, вправе истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика документы и информацию, которая касается этого налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Состав истребуемых документов и информации законодательно не ограничен. Налоговое законодательство позволяет налоговым инспекциям истребовать любые документы, которые необходимы для проведения проверки. Таким образом, у контрагента проверяемого налогоплательщика могут быть запрошены любые документы, в т.ч. не предусмотренные налоговым законодательством или законодательством о бухгалтерском учете. Такие разъяснения содержат письма Минфина России от 14.10.2013 № 03-06-06-01/42704 и от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336.

При этом есть судебные решения, из которых следует, что при проведении проверки у налогоплательщика могут быть истребованы как документы по установленной форме, так и дополнительные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления налога, в т.ч. в виде расчетов, таблиц, справок (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.07.2006 № А33-31096/05-Ф02-3658/06-С1 по делу № А33-31096/05).

Отношение конкретных документов к интересующему налогоплательщику, а также круг устанавливаемых при помощи этих документов обстоятельств определяет исключительно должностное лицо ИФНС, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов. При этом ИФНС не обязана обосновывать связь этих документов с проводимой проверкой, ей достаточно указать на данное обстоятельство в требовании (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2019 № Ф06-41326/2018 по делу № А55-5410/2018 и Московского округа от 13.09.2018 № Ф05-14465/2018 по делу № А40-39081/2018).

Таким образом, по нашему мнению, оснований для признания указанного в вопросе требования противоречащим НК РФ нет, т.к. запрашивая указанные в вопросе документы, налоговая инспекция действует в рамках полномочий, предоставленных ст. 93.1 НК РФ.

В то же время если истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, а содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то в соответствии с определением ВАС РФ от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 неисполнение такого требования не влечет ответственности (см. постановление Верховного Суда РФ от 26.04.2019 № 9-АД19-10).

Вывод. Если организация считает, что запрошенные документы (информация) не касаются финансово-хозяйственной деятельности контрагента, не могут охарактеризовать его и каким-либо образом использоваться при проведении проверки, она вправе обжаловать полученное требование в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде в порядке, предусмотренном ст. 138 НК РФ.

При этом следует учитывать, что обжалование не приостанавливает действие требования, поэтому в случае отказа в предоставлении документов (вне зависимости от обжалования требования) организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.