Нужно ли регистрировать обособленное подразделение, если организация сняла еще один офис в том же здании?
Ответы по налогам и взносам

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение, если организация сняла еще один офис в том же здании?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Организация планирует арендовать дополнительный офис в том же здании, где зарегистрирована сама. Нужно ли ставить на учет новый офис в качестве обособленного подразделения? На оба помещения будет заключен один договор аренды.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). О создании или изменении сведений об имеющемся обособленном подразделении организация обязана уведомлять налоговый орган по месту своего учета (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Как следует из разъяснений Минфина России, под территориальной обособленностью следует понимать осуществление деятельности по адресу, отличному от того, который указан в учредительных документах организации и Едином государственном реестре юридических лиц (письма от 26.07.2019 № 03-03-06/1/56159, от 18.04.2018 № 03-02-07/1/26037, от 12.01.2010 № 03-02-07/1-6, от 21.12.2009 № 03-02-07/1-550 и от 11.07.2008 № 03-02-07/1-275). Аналогичные разъяснения содержатся и в письме ФНС России от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534.

Под адресом (согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ) понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления и в числе прочего включающее в себя наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать. Зачастую при регистрации организации в каком-то здании налоговые органы требуют указывать и номер комнаты, а суды такие требования признают законными (постановления АС Дальневосточного округа от 20.09.2018 № Ф03-3931/2018 по делу № А51-4441/2018, АС Поволжского округа от 08.10.2015 № Ф06-630/2015 по делу № А12-1385/2015).

В то же время, как указала налоговая служба в письме от 28.12.2018 № ГД-4-14/25946 "О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2018)", отсутствие в адресе юридического лица детальных элементов, т.е. офиса, помещения, комнаты не является безусловным основанием для признания его недостоверным. Поэтому если помещения находятся в разных комнатах (офисах), то безопаснее поставить на учет обособленное подразделение. Если адрес организации не содержит номера комнаты или же он общий у двух помещений, обособленного подразделения по другому адресу не возникает.