Можно ли обязать работника вежливо общаться с клиентами?
Ответы по кадрам и оплате труда

Можно ли обязать работника вежливо общаться с клиентами?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Имеет ли работодатель право включить в трудовой договор условие, согласно которому работник обязан общаться с клиентами компании вежливо и корректно? Можно ли наказать работника за несоблюдение этого требования?

Если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или условиях трудового договора есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с клиентами, к работнику, нарушающему это правило, может быть применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное ТК РФ. Обосновывается это следующим.

Работодатель вправе устанавливать нормы поведения работников внутри организации в правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах и трудовых договорах.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а также соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину, действующие у работодателя. Нарушение работником этих правил может стать поводом для привлечения его к дисциплинарной ответственности с учетом тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен (ч. 4 ст. 192 ТК РФ).

Такая позиция поддерживается специалистами Минтруда России (см. письмо Минтруда России от 16.09.2016 № 14-2/В-888).