Должен ли работодатель оборудовать место для приема пищи в офисе?
Ответы по кадрам и оплате труда

Должен ли работодатель оборудовать место для приема пищи в офисе?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Должен ли работодатель оборудовать место для приема пищи в офисе?

Работодатель должен оборудовать отдельное место для питания сотрудников в офисе. В зависимости от их численности это может быть отдельная комната или столовая.

Работодатель обязан обеспечивать условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда и безопасности производства (ст. 22, ст. 163 ТК РФ). В числе прочего он отвечает за оборудование помещений для приема пищи для сотрудников согласно установленным нормам (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

За невыполнение требований охраны труда предусмотрен административный штраф (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП – от 2 000 руб. до 5 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 руб. до 80 000 руб.

Требования к созданию мест для приема пищи закреплены в санитарных нормах. Так, на производственных предприятиях должны оборудоваться столовые (п. 2.49 СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", утв. постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 № 313, далее – СНиП 2.09.04-87).

В СНиП 2.09.04-87 установлено, что эти нормы распространяются на проектирование административных и бытовых зданий высотой до 50 м, включая мансардный этаж, и помещений предприятий. Следовательно, по нашему мнению, данные нормы распространяются и на офисные помещения.

Соответственно, в офисных зданиях должны оборудоваться столовые. При этом если численность работающих в одну смену на таком предприятии менее 30 человек, вместо столовой можно оборудовать комнату приема пищи. В этой комнате должны быть умывальник, стационарный кипятильник, электрическая плита, холодильник (п. 2.49, п. 2.52 СНиП 2.09.04-87).

Также в п. 2.52 СНиП 2.09.04-87 закреплено, что если на предприятии работают менее 10 человек, достаточно установить для них отдельный стол для приема пищи без выделения отдельной комнаты.

Однако в соответствии с п. 62 действующей Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий (утв. Минздравом СССР 31.12.1966 № 658-66) использование производственных помещений для принятия пищи запрещается. Ввиду этих противоречивых норм рекомендуем при любом количестве сотрудников до 30 человек оборудовать отдельную комнату для приема пищи.