Можно ли принять на работу главного бухгалтера без права подписи?
Ответы по кадрам и оплате труда

Можно ли принять на работу главного бухгалтера без права подписи?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Принимаем на работу главного бухгалтера. Можно его взять без права подписи?

Организация может принять на работу главного бухгалтера без права подписи. Полномочия по подписанию документов могут возлагаться на других работников организации на основании приказа (иного распорядительного документа) по организации или доверенности от имени организации. Все документы вправе подписывать руководитель.

Обоснуем ответ.

Перечень лиц, которые имеют право подписывать первичные учетные документы, утверждает руководитель (п. 14 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, письмо Минфина России от 10.09.2013 № 07-01-06/37273, информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Главный бухгалтер может не входить в этот перечень. Кроме того, руководитель может не устанавливать перечень таких лиц. В этом случае все первичные учетные документы будет подписывать только он.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). При этом подпись главного бухгалтера не является обязательной.

Налоговую отчетность (декларации), представляемую в налоговую инспекцию, подписывает:

  • руководитель организации
  • либо уполномоченный представитель организации (гражданин или другая организация). При этом в качестве уполномоченного представителя может выступать работник организации (например, главный бухгалтер) или работник (руководитель) иной организации, являющийся уполномоченным представителем. В этом случае представитель должен быть наделен полномочиями представлять интересы организации-налогоплательщика в налоговых правоотношениях (ст. 27, п. 3 ст. 29, п. 5 ст. 80 НК РФ).

Счета-фактуры (корректировочные счета-фактуры), выставленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде, должны быть подписаны руководителем организации. Счет-фактуру, составленный на бумажном носителе, также подписывает главный бухгалтер. При этом налоговое законодательство допускает передачу права подписи другим лицам (ст. 169 НК РФ). Это возможно на основании приказа (иного распорядительного документа) по организации или доверенности от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи").

С учетом норм п. 7.5, 7.6 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" Главный бухгалтер также может не обладать и правом подписи банковских документов (инструкция Банка России от 30.06.2021 № 204-И "Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)").

Согласно п. 4.2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее – Указание Банка России № 3210-У) кассовые документы организации оформляются:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтером или иным должностным лицом (в т. ч. кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее – бухгалтер);
  • руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

При этом кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем), а также кассиром. В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем (п. 4.3 Указания Банка России № 3210-У).