Организация может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. В этом случае затраты, которые должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходом периода, в котором они понесены, т. е. в котором были приобретены эти запасы (абз. 3 п. 2 ФСБУ 5/2019). Микропредприятия, имеющие право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут не применять ФСБУ 5/2019 и учитывать затраты на приобретение всех запасов аналогичным образом, т. е. признавать их в период приобретения запасов (абз. 2 п. 2 ФСБУ 5/2019).
Списание запасов, предназначенных для управленческих нужд, если организация в отношении таких запасов не применяет ФСБУ 5/2019, производится документами:
- "Поступление (акты, накладные, УПД)" – для отражения поступления материалов в БУ и НУ и единовременного списания их стоимости в момент покупки в БУ;
- "Расход материалов" (с видом операции "Использование материалов") – для отражения списания стоимости материалов в НУ при их передаче в использование.
Документ "Поступление (акты, накладные, УПД)" (поступление материалов и списание их стоимости в БУ) (рис. 1).
- Раздел: Покупки – Поступление (акты, накладные, УПД).
- Кнопка "Поступление", вид операции документа – "Товары (накладная, УПД)".
- По кнопке "Добавить" заполните табличную часть документа:
- в колонке "Номенклатура" выберите из справочника "Номенклатура" приобретенные для управленческих нужд материалы (вид номенклатуры – "Малоценное оборудование и запасы");
- по ссылке в колонке "Счет учета" откройте форму "Счета учета" и выберите счет затрат, на который списывается стоимость управленческих материалов в бухгалтерском учете (счет 26 "Общехозяйственные расходы") и аналитику к нему (автоматически подставляется предопределенная статья затрат "Малоценное оборудование и запасы" с видом расхода "Материальные расходы; если учет в программе ведется по подразделениям, выберите подразделение затрат);
- заполните остальные колонки – укажите количество, цену, ставку НДС.
- Заполните остальные поля документа.
- Кнопка "Провести и закрыть".
Документ "Расход материалов" (списание стоимости материалов в НУ при их передаче в использование) (рис. 2).
- Раздел: Склад – Расход материалов (Требования-накладные).
- Кнопка "Создать"
- В поле "Вид операции" выберите "Использование материалов".
- По кнопке "Добавить" заполните табличную часть документа. В колонке "Номенклатура" выберите материалы для управленческих нужд (вид номенклатуры – "Малоценное оборудование и запасы"), стоимость которых была списана в расходы при приобретении. Проверьте, что в колонке Счет учета указан счет 10.21.1.
- Кнопка "Провести и закрыть".