Какими будут налоговые последствия, если приобретенные товары учитываются под другими наименованиями и артикулами?
Бухгалтерский учет. Налоги, взносы, сборы

Вопрос: Организация занимается оптовой торговлей, применяет общую систему налогообложения. Приобретенные товары учитывается не под теми наименованиями и артикулами, которые указаны в первичных документах поставщиков. Какие налоговые последствия возможны? Как избежать доначисления налогов?


Ответ от :

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете":

  • каждый факт хозяйственной деятельности подлежит оформлению первичным учетным документом;
  • данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что приобретенные товары должны приниматься к бухгалтерскому учету в соответствии с наименованиями, указанными в первичных документах, полученных от поставщиков. В противном случае к учету будет принят объект, не подтвержденный первичным документом.

Следует отметить, что налоговые органы в своей практике склонны применять именно формальный подход. Это означает, что при несоответствии наименований в учете налогоплательщика с наименованиями ТМЦ, указанными в накладных ТОРГ-12, возможны претензии налоговых органов относительно возможности:

  • применения налоговых вычетов по НДС в отношении таких товаров;
  • учета стоимости данных ТМЦ при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

По нашему мнению, в такой ситуации необходимо:

  • указать в приказе по учетной политике, что в случае необходимости оприходование ТМЦ производится согласно таблицам соответствия наименований товаров, указанных в первичных документах, наименованиям, указываемым в бухгалтерских/налоговых регистрах при принятии к учету;
  • разработать и утвердить в учетной политике (либо отдельным приказом) форму внутреннего документа (например, в форме таблицы), которая позволит документировать соответствие между наименованиями отдельных товаров, указанных в первичных документах, и наименованиями, указанными в бухгалтерских/налоговых регистрах при принятии к учету;
  • установить порядок применения разработанного внутреннего документа (таблицы) и его регулярного обновления, возможно, в электронном виде.

При соблюдении этих условий ваша организация с большой долей вероятности будет защищена от претензий налоговых органов.

Как задать вопрос