Может ли организация указывать в накладных для покупателя наименования номенклатурных позиций, отличающиеся от наименований своего поставщика?
Бухгалтерский учет. Учет товаров, торговля

Вопрос: Организация закупает и реализует мясные изделия. При получении товара от поставщика товар приходуется по наименованиям, указанным в полученных накладных. Однако при дальнейшем распределении товара в магазин используются наименования номенклатурных позиций самой организации. Является ли такая ситуация нарушением правил бухучета?


Ответ от :

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ) и Положения по бухгалтерскому учету и НК РФ не содержат требований о полной тождественности наименований товаров. Все хозяйственные операции должны оформляться первичными документами. Требования к первичным документам представлены в ст. 9 Закона № 402-ФЗ, среди них нет упоминания о наименовании товаров.

Необходимо учитывать: п. 6 ПБУ 1/2008 указывает, что учетная политика организации должна соответствовать требованию рациональности, т.е. обеспечивать рациональное ведение бухучета (исходя из условий хозяйствования и величины организации). Учет одного и того же товара под разными наименованиями требованию рациональности не отвечает.

Очевидно, что огромная номенклатура осложнит контроль за движением товара и его учет. Единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно и так, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также контроль за их наличием и движением (п. 3 ПБУ 5/01).

В п. 3 Методических указаний (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н) сказано, что организации могут самостоятельно разрабатывать внутренние положения и инструкции по ведению учета ТМЦ.

Таким образом, компания должна сама определить способ, единицы и номенклатуру учета товаров. При этом важно, чтобы товар, полученный от поставщика, принятый на учет в компании и проданный покупателю, мог идентифицироваться как один и тот же.

Сделать это можно путем составления (с последующим утверждением приказом руководителя) внутреннего документа "Таблица соответствия наименований товаров". Причем подготовить этот документ и обновлять по мере необходимости должны соответствующие специалисты, а пользоваться им необходимо и в складском учете, и в бухгалтерии.

К аналогичному выводу по схожей ситуации пришли и специалисты Минфина России в письме от 28.10.2010 N 03-03-06/1/670. Таким образом, организация может сократить объем дублирующей номенклатуры товара, полученного от поставщика, регламентировав это в своем учете. Претензий налоговиков и налоговых санкций в этой ситуации не будет.

Как задать вопрос