Нужно ли распечатывать и подписывать реестры распоряжений при перечислении зарплаты через Сбербанк Онлайн?
Бухгалтерский учет. Оформление документов

Нужно ли распечатывать и подписывать реестры распоряжений при перечислении зарплаты через Сбербанк Онлайн?

Дата публикации

Вопрос аудитору

Организация перечисляет зарплату на карточки работников через Сбербанк Онлайн (реестры распоряжений на перечисление подписываются электронной подписью). Должна ли организация распечатывать реестры распоряжений, присланные ей со штампом банка? Должны ли руководитель и главный бухгалтер их подписывать?

Распечатывать и подписывать реестры распоряжений необходимо только тогда, когда такой порядок их хранения закреплен в учетной политике организации.

Действующее законодательство такого требования не содержит.

Обоснован вывод следующим.

При переводе денежных средств плательщик может сформировать реестр распоряжений одной группы очередности в адрес нескольких получателей. При этом распоряжение на перевод или реестр распоряжений подписываются электронной подписью (аналогом собственноручной подписи). Такие правила установлены пп. 1.17, 1.24 Положения, утв. Банком России от 19.06.2012 № 383-П (далее – Положение).

Порядок получения и использования электронной подписи установлен Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – Закон № 63-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ электронный документ приобретает юридическую силу, только если подписан квалифицированной электронной подписью. Такой документ признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Исключение – случаи, когда законодательством установлено требование о необходимости составления документа только на бумажном носителе.

Информация, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной подписью, признается равнозначной документу на бумажном носителе только в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Реестры распоряжений подписываются той электронной подписью, которая должна быть аналогом собственноручной подписи, т.е. электронной квалифицированной подписью. Таким образом, реестр распоряжений, подписанный электронной квалифицированной подписью, аналогичен бумажному реестру с подписями директора и главного бухгалтера.

При этом действующее законодательство никак не обязывает организацию распечатывать этот электронный документ и визировать его подписями директора и главного бухгалтера. Вместе с тем организация может самостоятельно установить такой порядок хранения документов в своей учетной политике. Такой порядок может предусматривать необходимость распечатки реестров распоряжений и подписания их руководителем или главным бухгалтером организации.