Можно ли учесть расходы на разработку и изготовление календарей, блокнотов, фирменного стиля, визиток?
УСН. Учет расходов

Вопрос: Организация применяет УСН (доходы минус расходы). Можно ли учесть расходы на разработку и изготовление календарей, блокнотов с логотипом компании для подарков клиентам, фирменного стиля, изготовление визиток, конвертов, папок.

Ответ от :

Подпунктом 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрены расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ такие расходы уменьшают сумму налога с учетом положений ст. 264 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, направленная на продвижение товара, распространяемая неопределенному кругу лиц.

Таким образом, если блокноты, календари и т.д. передаются лицам, входящим в число клиентов организации, то такие расходы не учитываются при исчислении налога. Это связано с тем, что круг клиентов определен, поэтому отсутствует факт распространения рекламы.

Затраты на оплату услуг по разработке логотипа фирменного стиля в закрытый перечень расходов не входят, а следовательно, не могут учитываться в составе расходов при определении налоговой базы по УСН. Однако п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" установлено, что информация, очевидно ассоциирующаяся с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Исходя из данного обстоятельства, можно попытаться доказать в суде, что расходы на разработку фирменного стиля и товарного знака являются рекламными, то есть учитываются при исчислении налога.

Что касается визитных карточек, то вопрос учета расходов на их создание в составе расходов на рекламу является спорным. С одной стороны, визитки распространяются лицам, круг которых определен (партнеры, клиенты, коллеги). Соответственно, расходы на их создание не признаются рекламными (письмо Минфина России от 29.11.2006 № 03-03-04/1/801). С другой стороны, если визитка содержит логотип организации, который ассоциируется только с ней, то налицо факт наличия рекламы организации (п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37).

Налоговые органы также считают, что расходы на изготовление визиток, содержащих логотип организации, являются рекламными (УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 № 20-12/102557). Некоторые суды также считают, что расходы на "визитки" являются рекламными (ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2008 № А33-14100/07-Ф02-5023/08).

См. информацию о порядке учета расходов при УСН в системе ИТС.

Как задать вопрос