Может ли организация на УСН учесть расходы на разработку и изготовление календарей, блокнотов, фирменного стиля, визиток?
УСН. Учет расходов

Вопрос: Организация на "упрощенке" с объектом обложения "доходы минус расходы" заказала разработку и изготовление календарей, визиток, конвертов, папок, блокнотов с логотипом компании для подарков клиентам. Кроме того, организация заказала разработку фирменного стиля и товарного знака. Можно ли учесть такие расходы при расчете единого налога?

См. также


Ответ от :

Стоимость визиток, календарей, блокнотов и прочей продукции с логотипом организации признается в рекламных расходах, если такая продукция раздается неопределенному кругу лиц. Если эти предметы предназначены только для клиентов и партнеров компании, то учет их стоимости в расходах может вызвать претензии со стороны контролирующих органов.

Обоснован такой вывод следующим.

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организация может учесть расходы на рекламу своих товаров (работ, услуг). Рекламой признается информация, направленная на продвижение товара, распространяемая неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Неопределенный круг лиц – это лица, которых нельзя определить заранее в качестве получателей рекламной информации. Таким образом, в рекламе должно отсутствовать указание на лиц, для которых она создана и на восприятие которых направлена (см. письмо Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 № АЦ/4624).

Следовательно, если блокноты, календари и т.д. передаются лицам, входящим в число клиентов организации, такие расходы не учитываются при исчислении налога. Это связано с тем, что круг клиентов определен, поэтому отсутствует факт распространения рекламы.

Что касается визитных карточек, то вопрос учета расходов на их создание в составе расходов на рекламу является спорным. С одной стороны, визитки распространяются лицам, круг которых определен (партнеры, клиенты, коллеги). Соответственно, расходы на их создание не признаются рекламными (письмо Минфина России от 29.11.2006 № 03-03-04/1/801). С другой стороны, если визитка содержит логотип организации, который ассоциируется только с ней, налицо факт наличия рекламы организации (п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37).

Налоговые органы также считают, что расходы на изготовление визиток, содержащих логотип организации, являются рекламными (УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 № 20-12/102557). Некоторые суды подтверждают такой же подход (ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2008 № А33-14100/07-Ф02-5023/08). Поэтому компании придется самостоятельно решать, учитывать такие расходы или нет.

Не учитывается в расходах и оплата услуг по разработке логотипа фирменного стиля, поскольку такие расходы в ст. 346.16 НК РФ не указаны, а перечень расходов, которые можно учесть при применении УСН, является закрытым.

Однако п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 указывает, что информация, очевидно ассоциирующаяся с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Поскольку фирменный стиль ассоциируется с определенным продавцом, его можно считать рекламой этого продавца. Однако свою позицию компании, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Как задать вопрос