УСН. Учет расходов

Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Должна ли она подтверждать документами произведенные расходы?


Ответ от 28.04.2012:

Согласно ст. 346.24 НК РФ учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому при УСН, ведется в Книге учета доходов и расходов (далее – Книга). Форма и порядок заполнения этой Книги утверждены приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Пунктом 1.1 Порядка заполнения Книги установлено, что доходы и расходы в ней отражаются на основе первичных документов. Кроме того, п. 2.5 указанного Порядка предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, вправе по своему усмотрению отражать в графе 5 расходы, которые связаны с получением доходов.

Из сказанного следует, что организации с объектом налогообложения "доходы" могут, но не обязаны документально подтверждать произведенные расходы, поскольку они не влияют на исчисление налога.

Данная точка зрения изложена в письмах Минфина России от 16.06.2010 № 03-11-11/169 и от 20.10.2009 № 03-11-09/353.

Необходимо обратить внимание, что вышеуказанный порядок применяется только тогда, когда речь идет о расходах, признаваемых в целях налогообложения.

Вместе с тем организации, применяющие УСН, в том числе с объектом налогообложения "доходы", в своей деятельности руководствуются не только законодательством о налогах и сборах, но и иными нормативно-правовыми актами, например, Положением ЦБР от 12.10.2011 № 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации". В этом Положении, в частности, прописаны правила выдачи работникам денег под отчет, в том числе оформление их соответствующими документами. Указанный порядок распространяется на все организации, включая те, которые применяют УСН с объектом налогообложения "доходы".

Следовательно, несмотря на то, что названные налогоплательщики освобождены от документального подтверждения расходов для целей налогообложения, тем не менее они должны оформлять документально все произведенные расходы, поскольку такая необходимость вызвана иными нормативно-правовыми актами, которыми регулируется деятельность организаций.

Как задать вопрос