Страховые взносы. Взносы с доходов иностранцев
Вопрос: Организация в 2012 году заключила трудовой договор с иностранным гражданином, не являющимся высококвалифицированным специалистом. На момент приема на работу он имел статус временно проживающего в РФ. А 12 апреля 2013 года этот работник получил вид на жительство, в связи с чем его статус изменился с временно проживающего на постоянно проживающего в РФ. Работодателю об изменении статуса сотрудник сообщил только в конце июня 2013 года. Как исчислять страховые взносы с выплат такому иностранному работнику?

Ответ от 11.07.2013:

Выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ)). Однако отдельными Федеральными законами предусмотрены особенности при определении застрахованных лиц по тому или иному виду обязательного страхования.

Как временно, так и постоянно проживающие иностранные граждане, которые работают по трудовым договорам, относятся к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ). Следовательно, взносы в ФСС России и ФФОМС при смене статуса работника страхователь продолжает исчислять в том же порядке, что и до такой смены.

Начисление и уплату страховых взносов с выплат работникам, временно или постоянно проживающим в РФ, нужно осуществлять в общем порядке, установленном в ст. 15 Закона № 212-ФЗ. По общему правилу применяются тарифы, установленные в ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ (ФСС России – 2,9 процента; ФФОМС – 5,1 процента).

В части пенсионных взносов необходимо учитывать следующее.

Как временно, так и постоянно проживающие иностранцы, работающие по трудовым договорам, признаются застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее – Закон № 167-ФЗ)). Однако по иностранным лицам, в зависимости от их правового статуса, предусмотрены различные тарифы (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). Так, в отношении временно проживающих иностранцев применяется тариф, установленный для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года их рождения (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ), то есть 22 процента.

А в отношении постоянно проживающих действует тариф, установленный для граждан РФ на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от их года рождения (п. 1 ст. 22.1, ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ), а именно:

Таким образом, если изменяется правовой статус иностранного работника с временно проживающего на постоянно проживающего, то изменяется и тариф взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в его пользу.

Несмотря на отсутствие официальных разъяснений, с какого момента изменяется тариф в указанном случае, полагаем, что такое изменение наступает со дня принятия решения о выдаче вида на жительство (дня смены правого статуса).

Отметим, что поскольку правовой статус иностранно гражданина изменился с 12.04.2013, то и с выплат с 12.04.2013 необходимо применять тариф для постоянно проживающих иностранцев. В связи с этим контролирующий орган, возможно, обяжет работодателя исчислить взносы в ПФР по измененному тарифу с даты смены статуса иностранного работника, независимо от того, когда последний сообщил об этом. А не начисленные в связи с этим взносы могут быть признаны недоимкой, при погашении которой необходимо уплатить пени (ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

Однако претензии со стороны ПРФ организация-страхователь может оспорить в суде, сославшись на отсутствие вины организации в несвоевременном получении информации об изменении статуса иностранца (п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ).

Как задать вопрос