Обязан ли ИП подавать в ПФР и ФСС России копии трудового договора и трудовой книжки на каждого вновь принятого сотрудника?
Страховые взносы. Заполнение и подача отчетности

Вопрос: Обязан ли ИП подавать в ПФР и ФСС России копии трудового договора и трудовой книжки на каждого вновь принятого сотрудника?

См. также


Ответ от :

Индивидуальный предприниматель, нанимающий сотрудников по трудовому договору, обязан, в частности (ч. 3 ст. 303, ч. 1 ст. 309 ТК РФ):

  • заключать трудовые договоры в письменной форме;
  • вести трудовые книжки на каждого сотрудника.

Поскольку предприниматель производит выплаты физическим лицам в рамках трудовых отношений, у него возникают обязанности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ)). В связи с этим он должен зарегистрироваться в качестве страхователя (ст. 6 Закона № 212-ФЗ). При этом в отдельных внебюджетных фондах регистрация происходит сразу по нескольким основаниям, а именно:

  • в Пенсионном фонде России – для уплаты взносов в ПФР и ФФОМС (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ);
  • в ФСС России – для уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносов "на травматизм".

Так, при постановке на учет в ПФР предприниматель должен предоставить пакет документов, среди которых – копии трудовых договоров с сотрудниками, подтверждающие его обязанность уплачивать страховые взносы (п. 22 Порядка, утв. постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13.10.2008 № 296п).

А при регистрации в качестве страхователя ФСС России от ИП требуется подать копии трудовых книжек наемных работников (п.п. 15 Административного регламента, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 № 1054н, п.п. 10 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2011 № 959н).

Обратите внимание: постановка на учет во внебюджетных фондах подразумевает регистрацию ИП в новом статусе – в качестве страхователя-работодателя, а не регистрацию трудовых договоров, заключенных предпринимателем с работниками. Поэтому в целях регистрации в качестве страхователя копии трудовых договоров и трудовых книжек нужны, только чтобы подтвердить обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы за сотрудников.

Таким образом, предприниматель должен подать копии трудовых договоров в ПФР и копии трудовых книжек в ФСС России только при постановке на учет в качестве страхователя. Обязанности представлять копии данных документов на новых сотрудников, принятых уже после регистрации во внебюджетных фондах, не предусмотрено.

Как задать вопрос