Какой штраф грозит организации за неисполнение требования о представлении документов, полученного в электронном виде от налоговой?
Отношения с проверяющими. Уплата налогов, отчетность

Какой штраф грозит организации за неисполнение требования о представлении документов, полученного в электронном виде от налоговой?

Дата публикации

Вопрос аудитору

В отношении организации проводится выездная налоговая проверка. Налоговый орган направил ей требование о предоставлении документов (информации). Требование получено в виде вложения в электронное письмо, отправленное на электронный ящик генерального директора. Может ли организация не исполнять такое требование? Чем ей это грозит?

Организация вправе не исполнять требование налогового органа, присланное ей обычным электронным письмом на адрес руководителя. Обязательным к исполнению является требование, выставленное в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (далее – Порядок) и прочитанное налогоплательщиком.

Обоснован такой вывод следующим.

Истребовать у организации документы для проверки налоговый орган может путем передачи требования в электронной форме через оператора электронного документооборота (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При этом требование в электронном виде направляется налогоплательщику с обязательным использованием сертифицированных средств ЭЦП (п. 8 Порядка). Само требование о представлении документов направляется налогоплательщику в зашифрованном виде (п. 10 Порядка). Форма квитанции утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Если требование о представлении документов не соответствует этому формату, оно считается не принятым налогоплательщиком (пп. 2 п. 14 Порядка).

Таким образом, направление требования в виде вложения в обычное электронное письмо не соответствует установленным требованиям, считается неполученным и исполнять его не следует. Однако иначе обстоит дело с электронным требованием по форме, предусмотренной законом. Оно считается полученным, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП организации (п. 12 Порядка). Форма такой квитанции утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Если сообщение с требованием не открыто и не прочитано, то квитанция о приеме не формируется. В такой ситуации требование также считается неполученным и налоговый орган должен направить его в организацию в бумажном виде (п. 19 Порядка). Следовательно, если налогоплательщик своевременно не открыл и не прочитал такое сообщение, ответственность ему не грозит. К такому выводу пришел налоговый орган в своих разъяснениях (см. письма ФНС России от 16.02.2016 № ЕД-4-2/2436@, от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

Поддерживается такая позиция и арбитражными судами (см. постановление АС Поволжского округа от 10.07.2015 № Ф06-24975/2015).

Однако следует учитывать следующее: если налоговый орган не получит электронную квитанцию о приеме электронного требования в течение 10 календарных дней, он вправе приостановить операции по счетам организации (п. 3 ст. 76 НК РФ). При этом не имеет значения тот факт, что повторное требование в бумажном виде уже было выслано организации.