Какой штраф грозит организации за неисполнение требования о представлении документов, полученного в электронном виде от налоговой?
Отношения с проверяющими. Уплата налогов, отчетность

Вопрос: В отношении организации проводится выездная налоговая проверка. Налоговый орган направил ей требование о предоставлении документов (информации). Требование получено в виде вложения в электронное письмо, отправленное на электронный ящик генерального директора. Может ли организация не исполнять такое требование? Чем ей это грозит?

См. также


Ответ от :

Организация вправе не исполнять требование налогового органа, присланное ей обычным электронным письмом на адрес руководителя. Обязательным к исполнению является требование, выставленное в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (далее – Порядок) и прочитанное налогоплательщиком.

Обоснован такой вывод следующим.

Истребовать у организации документы для проверки налоговый орган может путем передачи требования в электронной форме через оператора электронного документооборота (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При этом требование в электронном виде направляется налогоплательщику с обязательным использованием сертифицированных средств ЭЦП (п. 8 Порядка). Само требование о представлении документов направляется налогоплательщику в зашифрованном виде (п. 10 Порядка). Форма квитанции утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Если требование о представлении документов не соответствует этому формату, оно считается не принятым налогоплательщиком (пп. 2 п. 14 Порядка).

Таким образом, направление требования в виде вложения в обычное электронное письмо не соответствует установленным требованиям, считается неполученным и исполнять его не следует. Однако иначе обстоит дело с электронным требованием по форме, предусмотренной законом. Оно считается полученным, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП организации (п. 12 Порядка). Форма такой квитанции утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Если сообщение с требованием не открыто и не прочитано, то квитанция о приеме не формируется. В такой ситуации требование также считается неполученным и налоговый орган должен направить его в организацию в бумажном виде (п. 19 Порядка). Следовательно, если налогоплательщик своевременно не открыл и не прочитал такое сообщение, ответственность ему не грозит. К такому выводу пришел налоговый орган в своих разъяснениях (см. письма ФНС России от 16.02.2016 № ЕД-4-2/2436@, от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

Поддерживается такая позиция и арбитражными судами (см. постановление АС Поволжского округа от 10.07.2015 № Ф06-24975/2015).

Однако следует учитывать следующее: если налоговый орган не получит электронную квитанцию о приеме электронного требования в течение 10 календарных дней, он вправе приостановить операции по счетам организации (п. 3 ст. 76 НК РФ). При этом не имеет значения тот факт, что повторное требование в бумажном виде уже было выслано организации.

Как задать вопрос