При перевозке похищен груз. Может ли клиент предъявить экспедитору претензию на стоимость груза с НДС?
НДС. Объект налогообложения по НДС

Вопрос: Мы оказываем транспортно-экспедиторские услуги. При перевозке был похищен груз. Клиент предъявил нам претензию на сумму по товарной накладной с учетом НДС. Правомерно ли это? Реализация товара не произошла, груз до получателя не доставлен.

См. также


Ответ от :

При утере, недостаче или порче груза экспедитор должен возместить клиенту реальный ущерб (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ). Под ним понимаются утрата или повреждение имущества либо расходы лица на восстановление нарушенного права (п. 1 ст. 15 ГК РФ).

По общему правилу НДС начисляется и предъявляется покупателю при реализации товаров, работ или услуг (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 168 НК РФ). Реализация – это передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг одним лицом для другого (п. 1 ст. 39 НК РФ). Однако при хищении груза и возмещении убытков реализации не происходит. Кроме того, НК РФ не содержит норм, позволяющих компании исчислять НДС от суммы убытков и требовать их взыскания с учетом налога.

Поэтому предъявление клиентом претензии на стоимость груза с учетом НДС незаконно. Такой подход поддерживает судебная практика (см. постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 № 4762/09).

Отметим, что подобный подход обоснован: клиент в таком случае не обязан перечислить НДС в бюджет с полученных сумм возмещения ущерба, поскольку они не связаны с оплатой реализованных товаров в смысле ст. 162 НК РФ (см. письма Минфина России от 29.07.2013 № 03-07-11/30128, от 28.07.2010 № 03-07-11/315).

Как задать вопрос