Может ли агент учесть расходы на рекламу товаров комитента (собственника товаров)?
Налог на прибыль организаций. Расходы на рекламу

Вопрос: По договору агентирования с компанией – производителем налогоплательщик реализует ее продукцию, а также осуществляет продвижение товара путем размещения рекламных конструкций в помещениях торговых центров. Компенсация затрат на рекламу договором не предусмотрена. Вправе ли агент учесть такие расходы при расчете налога на прибыль?

См. также


Ответ от :

В соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ расходы, произведенные агентом за принципала, не учитываются у него при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если по условиям посреднического договора они компенсируются принципалом. В подобной ситуации такие затраты признаются в расходах принципала.

В то же время, когда возмещение затрат договором не предусмотрено, агент вправе уменьшить на них свою налогооблагаемую прибыль (письма Минфина России от 30.12.2014 № 03-03-06/1/68506, от 13.07.2010 № 03-03-06/1/458).

Как и в общем случае, такие расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Признавать их нужно по правилам НК РФ, предусмотренным для соответствующих видов затрат.

Однако налоговые органы на местах не всегда соглашаются с правомерностью учета агентом расходов на рекламу товаров принципала. По их мнению, подобные затраты экономически необоснованны, так как право собственности на рекламируемую продукцию агенту не принадлежит.

Отметим, что суды не разделяют подобную позицию проверяющих. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 30.11.2010 № КА-А41/14382-10 указал, что из НК РФ не следует, что затраты на рекламу могут быть включены в расходы только в том случае, если налогоплательщик рекламирует свой собственный товар.

Следует учитывать, что расходы на рекламу для целей налога на прибыль могут быть нормируемыми и ненормируемыми.

В размере фактических затрат учитываются рекламные расходы, перечисленные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ. В их числе поименована наружная реклама. Рекламные конструкции, размещаемые внутри торговых центров, к такому виду рекламы не относятся. Следовательно, затраты на их размещение включаются в налоговую базу в размере не более одного процента выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 16.10.2008 № 03-03-06/1/588).

У агента выручкой является агентское вознаграждение (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Следовательно, расходы по установке рекламных конструкций агент может учесть в размере не более одного процента суммы своего вознаграждения. Тем не менее необходимо быть готовыми к тому, что контролирующие органы могут посчитать необоснованным признание агентом таких затрат.

Как задать вопрос