Как при расчете налога на прибыль учесть пожертвование в пользу сторонней организации – как спонсорскую помощь или как благотворительный взнос?
Налог на прибыль организаций. Расходы на рекламу

Вопрос: По соглашению с негосударственным учреждением организация перечисляет на его счет денежные средства на реставрацию здания. При этом учреждение обязуется разместить информацию об организации на своем официальном сайте. Как следует квалифицировать данную помощь – как спонсорство или как благотворительный взнос? И можно ли учесть понесенные расходы при расчете налога на прибыль?


Ответ от :

Благотворительной деятельностью признается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе денежных средств), бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

По своей сути затраты в виде благотворительной помощи не направлены на получение в дальнейшем дохода. Следовательно, для целей налога на прибыль они не являются экономически обоснованными и в связи с этим не уменьшают налогооблагаемую базу (п. 16 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 06.04.2015 № 03-03-07/19136).

В описанной ситуации передача организацией денежных средств предполагала совершение ответных действий со стороны учреждения в виде упоминания о налогоплательщике в Интернете. Следовательно, подобное перечисление средств к благотворительности не относится.

Налогоплательщик выступил в качестве спонсора. Понесенные им затраты следует квалифицировать как спонсорский взнос (вклад). При расчете налога на прибыль такие расходы можно отнести к расходам на рекламу, которые учитываются в составе прочих расходов (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).

Так, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон № 38-ФЗ) реклама – это информация, распространенная любым способом (в любой форме и с использованием любых средств), адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. А спонсорская реклама – это реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).

Рекламные расходы относятся к числу прочих и подразделяются на нормируемые и ненормируемые (в зависимости от способа распространения рекламного материала).

Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации относятся к числу ненормируемых (абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ). Поэтому они учитываются при расчете налога на прибыль в фактически произведенном размере.

Заметим, что налоговые органы на местах не всегда признают экономически оправданным учет спонсорского взноса (вклада) в расходах по налогу на прибыль: зачастую претензии проверяющих связаны с их документальным оформлением.

В связи с этим подтвердить произведенные затраты целесообразно следующими документами (постановления ФАС Московского округа от 04.04.2011 № КА-А40/2332-11-П, от 27.04.2010 № КА-А40/2005-10 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 23.08.2010 № ВАС-8617/10):

  • платежными поручениями;
  • актами об оказании услуг (по размещению упоминания об организации как о спонсоре);
  • распечатками с сайта учреждения, где содержится упоминание о налогоплательщике.

Как задать вопрос