Налог на прибыль организаций. Расходы на рекламу

Вопрос: Организация планирует сделать своим контрагентам новогодние подарки. Подарки будут передаваться представителям или отсылаться напрямую партнерам. Какие налоговые последствия возникнут в этом случае у дарителя?

См. также

Безвозмездная передача товаров, работ и услуг

Являются ли затраты на изготовление сувенирной продукции с логотипом налогоплательщика рекламными расходами?


Ответ от 25.11.2016:

Передача подарка контрагентам или их представителям-физлицам происходит, как правило, по договору дарения (ст. 572 ГК РФ). Обратите внимание, что коммерческая организация может подарить своему контрагенту только обычный подарок, стоимость которого не превышает 3 000 рублей (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

При стоимости новогоднего подарка для контрагента менее 3 000 рублей договор дарения можно не заключать.

Также подарок может быть вручен конкретному представителю контрагента, то есть физлицу. Если стоимость такого подарка составляет до 3 000 рублей, то договор дарения можно заключить в устной форме.

Если сотруднику контрагента вручается более дорогостоящий подарок, то обязательна письменная форма договора.

Налогообложение новогодних подарков контрагентам зависит от того, какие именно подарки вручаются и как оформлена их выдача.

Налог на прибыль

Попытка учесть расходы на новогодние подарки контрагентам или их представителям может вызвать претензии со стороны налоговых органов. Скорее всего, вручение подарков будет расценено инспекцией как безвозмездная передача товаров, стоимость которых не уменьшает налоговую базу (п. 16 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 08.10.2012 № 03-03-06/1/523).

Поэтому если организация не готова к спорам с контролирующими органами, безопаснее не учитывать новогодние подарки контрагентам в расходах по налогу на прибыль.

Однако если в качестве новогодних подарков передается сувенирная продукция организации (например, ежедневники, канцтовары с логотипом фирмы-дарителя и т.д.), учесть ее стоимость можно в качестве рекламных или представительских расходов.

Например, новогодние подарки можно выдавать не конкретным контрагентам (их представителям), а любым деловым партнерам, посетившим офис организации перед Новым годом. Поскольку в данной ситуации фирменные подарки вручаются неопределенному кругу лиц, расходы на них можно списать как рекламные (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты включаются в расходы в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). В этом случае "выдачу подарков" целесообразно оформить приказом руководителя о проведении рекламной акции к Новому году, а договоры дарения не оформлять.

Кроме того, как отмечено в частных консультациях Минфина России, новогодние сувениры или канцтовары с логотипом организации можно подарить контрагентам во время деловых переговоров в целях установления и поддержания сотрудничества. В данном случае понесенные затраты можно учесть в составе представительских расходов (пп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ). Следует помнить, что в течение отчетного (налогового) периода они включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

НДС

Если в целях налогообложения прибыли организация учла расходы на подарки контрагентам как рекламные, а стоимость единицы рекламной продукции не превысила 100 рублей, то НДС начислять не нужно (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом суммы "входного" НДС включаются в стоимость таких товаров (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо Минфина России от 23.12.2015 № 03-07-11/75489).

В остальных случаях безвозмездная передача подарков контрагентам или их представителям облагается НДС, а "входной" НДС принимается к вычету (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2010 № 03-03-06/1/653).

Если подарок вручается в адрес самой организации, то дарителю не позднее пяти дней со дня вручения новогодних подарков следует составить счет-фактуру (пп. 1 п. 3 ст. 169, п. 3 ст. 167, п. 3 ст. 168 НК РФ).

Если подарок вручается физлицу, который является представителем организации, передача счетом-фактурой не оформляется. Для отражения этих операций в книге продаж следует составить бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по указанным операциям (см. письмо Минфина России от 08.02.2016 № 03-07-09/6171).

НДФЛ

Если организация вручает новогодний подарок конкретному лицу, работающему у ее контрагента, и сумма всех подарков, которые она ему подарила за год, не превышает 4 000 рублей, НДФЛ удерживать не нужно (п. 28 ст. 217 НК РФ).

Страховые взносы

Новогодний подарок физлицу, который является представителем контрагента, не облагается страховыми взносами на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, поскольку он передается по договору дарения (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, ст. 574 ГК РФ).

Как задать вопрос