Какие документы необходимо требовать от хранителя, чтобы принять затраты к учету?
Налог на прибыль организаций. Документальное подтверждение и экономическая обоснованность расходов

Вопрос: Организация заключила договор хранения своего товара с юридическим лицом, арендующим открытую площадку. Какие документы необходимо требовать от контрагента по договору хранения, чтобы правомерно принять затраты к учету?


Ответ от :

Взаимоотношения сторон по договору складского хранения регулируются гл. 47 ГК РФ.

В соответствии с положением ст. 907 ГК РФ:

  • товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги;
  • по договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности;
  • письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом в соответствии со ст. 912 ГК РФ.

Товарный склад выдает в подтверждение принятия товара на хранение один из складских документов (ст. 912 ГК РФ):

  • двойное складское свидетельство;
  • простое складское свидетельство;
  • складскую квитанцию.

Факт передачи товара на ответственное хранение должен быть подтвержден документально. В частности, постановлением Росстата от 09.08.1999 № 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения" предусмотрены:

  • Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-1);
  • Журнал учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-2).

Обращаем внимание, в связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Минфин России в информации от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 разъясняет:

  • исходя из ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы);
  • в силу ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
  • согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Таким образом, организация должна иметь:

  • договор складского хранения в письменной форме (подписывается обеими сторонами);
  • складской документ в соответствии со ст. 912 ГК РФ (оформляется и подписывается товарным складом);
  • документы, подтверждающие факт передачи товара на хранение (оформляется поклажедателем, подписывается обеими сторонами).

Как задать вопрос