Могут ли оштрафовать за подачу уточненного уведомления о контролируемых сделках?
Контролируемые сделки

Вопрос: Могут ли оштрафовать за подачу уточненного уведомления о контролируемых сделках по ст. 129.4 НК РФ?


Ответ от :

В соответствии со ст. 105.16 НК РФ при совершении в календарном году контролируемых сделок налогоплательщики обязаны подать уведомление в налоговый орган по месту нахождения. Так, при совершении контролируемых сделок в 2012 году уведомление необходимо было подать не позднее 20 ноября 2013 года (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ). А по сделкам, совершенным в 2013 году, срок подачи уведомления истекает 20 мая 2014 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

В абз. 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ закреплено, что в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. Однако уточненное уведомление не отменяет факта подачи уведомления и не делает его недействительным. Что касается периода сдачи уточненного уведомления, то оно может быть подано:

1) до истечения установленного законом срока на подачу (с 2013 года – 20 мая);

2) после истечения установленного законом срока на подачу, но до обнаружения недостоверности сведений налоговым органом;

3) после обнаружения недостоверности сведений налоговым органом, но до вынесения решения по итогам проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

При этом по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление уведомления в установленный срок либо представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. По нашему мнению, формулировка статьи 129.4 НК РФ в части ответственности за представление недостоверных сведений в уведомлении применяется в случаях, когда недостоверность сведений установлена налоговым органом в ходе проведения проверки и это зафиксировано в справке по окончании проверки. Иное толкование носит дискриминационный характер. Ведь если налогоплательщика, который сам обнаружил ошибки и подал уточненное требование, привлечь к ответственности по этой статье, то его положение окажется хуже, чем если бы его привлекли к ответственности в ситуации, когда недостоверные сведения в уведомлении обнаружил налоговый орган.
Таким образом, можно прийти к выводу, что если уточненное уведомление будет подано до обнаружения недостоверности сведений налоговым органом (даже если уведомление будет подано после истечения установленного на это срока), то привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 129.4 НК РФ неправомерно.

Если налогоплательщик подаст уточненное уведомление после начала проверки, но до вынесения справки по ее окончании, то скорее всего инспекция привлечет его к ответственности, что, по нашему мнению, также не соответствует общим принципам наступления ответственности, при условии, что до подачи уточненного уведомления налогоплательщик не знал об обнаружении недостоверных сведений в уведомлении.

Аналогичные нормы приведены в ст. 81 НК РФ в отношении налоговых деклараций.

Однако, поскольку четкого законодательного регулирования данной ситуации нет, то, возможно, и в первом и во втором случае свою точку зрения придется отстаивать в суде.

Как задать вопрос