Нужно ли применять онлайн-кассу, если на расчетный счет поступил ошибочный платеж?
Контрольно-кассовая техника. Применение онлайн-кассы

Вопрос: У организации заключены договоры с физлицами на продажу товаров. На расчетный счет организации поступил ошибочный платеж от этого физлица (не ИП). Нужно ли применять ККТ в данном случае?


Ответ от :

Контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и предпринимателями при осуществлении расчетов. Исключение – случаи, установленные законом № 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).

Расчеты представляют собой в том числе прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В данном случае расчета за товары (работы, услуги) нет. Организация обязана вернуть неосновательно полученные денежные средства (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

В то же время представители ФНС России отмечают, что владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок в письменной форме сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными (п. 2.1 ч. III приложения к Положению ЦБ от 27.02.2017 № 579-П "О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения").

Таким образом, если организация вовремя сообщит в банк об ошибочном платеже и вернет его, применять ККТ не нужно, так как отсутствует расчет за товары (работы, услуги). При возврате ошибочного платежа применять ККТ также не следует.

Если организация своевременно не обратилась в банк с возражениями, применять ККТ необходимо. Однако следует учитывать, каким образом физлицо произвело оплату (подробнее см. здесь).

Как задать вопрос