Что делать, если работник при трудоустройстве представил две трудовые книжки?
Кадры и оплата труда. Порядок ведения и хранения трудовых книжек

Вопрос: Принятый на работу сотрудник представил в отдел кадров две трудовые книжки. Какую трудовую книжку выбрать для заполнения? И нужно ли переносить в нее записи из второй книжки?

См. также


Ответ от :

Трудовая книжка является одним из документов, которые принимаемый на работу сотрудник должен предъявить работодателю (ст. 65 ТК РФ).

Правила ведения и хранения трудовых книжек утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (далее – Правила).

Положениями ТК РФ и Правилами не предусмотрена возможность одновременно вести несколько трудовых книжек на одного работника. Соответственно, если гражданин при приеме на работу предъявил две трудовые книжки, то работодателю необходимо:

  1. выяснить причину, по которой у него оказалось несколько трудовых книжек;
  2. принять для ведения только одну из них по выбору сотрудника либо по своему усмотрению.

Если новая трудовая книжка оформлялась в целях замены ранее утерянной книжки, которая впоследствии была обнаружена, целесообразно принять для ведения документ, оформленный в более позднее время. При этом не нужно переносить в него недостающие сведения из найденной трудовой книжки. Такое требование отсутствует в законодательстве.

Если трудовые книжки равнозначны по юридической силе (допустим, работник использовал две трудовые книжки для трудоустройства в различные периоды к разным работодателям), следует выбрать для дальнейшего заполнения ту трудовую книжку, которая оформлена раньше;

  1. сделать копию второй трудовой книжки, а ее подлинник возвратить сотруднику.

Следует учитывать, что периоды трудовой деятельности, содержащиеся в трудовой книжке, используются для подсчета страхового стажа, который необходим для определения размера пособия по нетрудоспособности (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее – Закон № 255-ФЗ). Если в представленных гражданином трудовых книжках отдельные периоды совпадают, то для целей расчета пособия необходимо обратиться к сотруднику со следующей просьбой (ч. 2 ст. 16 Закона № 255-ФЗ, п. 22 Правил):

  • выбрать из совпадающих периодов тот, который будет учитываться (наравне с иными периодами) для подсчета стажа;
  • написать в произвольной форме заявление о выбранном временном отрезке.

Как задать вопрос