Кадры и оплата труда. Охрана труда и обеспечение нормальных условий труда

Вопрос: В результате реорганизации в форме присоединения наша компания стала филиалом другой. За кем в этом случае остается обязанность проведения специальной оценки условий труда сотрудников, работающих в филиале – за головной организацией или филиалом?

См. также

Специальная оценка условий труда

Есть ли ответственность за непроведение специальной оценки условий труда?


Ответ от 27.10.2015:

Закон прямо не указывает, кто из работодателей обязан проводить специальную оценку условий труда, а кто нет. Однако согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) специальной оценке не подлежат условия труда:

Вместе с тем предметом регулирования Закона является, в частности, реализация обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности.

Из этого следует, что проводить специальную оценку должен именно работодатель (за исключением работодателя-физлица).

Согласно ч. 4 ст. 20 ТК РФ работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Филиалом считается обособленное подразделение организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом филиал юридическим лицом не является (п. 2, п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Соответственно, быть работодателем филиал также не может.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (в частности определением Верховного Суда РФ от 03.11.2006 № 5-В06-94).

Таким образом, проводить специальную оценку условий труда для работников филиала должна головная организация.

Как задать вопрос