Как перевести сотрудника с основной работы на совместительство?
Кадры и оплата труда. Совместительство. Совмещение. Увеличение объема работы

Вопрос: Как перевести сотрудника с основной работы на совместительство? Можно ли для этого заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, по которому с определенного момента работник будет считаться не основным, а совместителем?


Ответ от :

Совместительство – это выполнение сотрудником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). При этом трудовое законодательство не предусматривает прямого перевода работника с основной работы на работу по совместительству у того же работодателя.

В связи с этим полагаем, что в указанной ситуации целесообразнее оформлять такой перевод через увольнение и последующий прием в качестве внешнего совместителя.

Оформлять же "перевод" из основных работников в совместители путем изменения условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ), на наш взгляд, не совсем правильно.

Во-первых, работа по совместительству предполагает наличие у сотрудника основного места работы (ст. 282 ТК РФ). При этом для устройства на новую основную работу ему потребуется предоставить, в частности, свою трудовую книжку. А по правилам забрать ее у прежнего работодателя получится только в день увольнения (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). Ведь в период действия трудового договора она должна находиться у работодателя, который несет ответственность за ее сохранность (п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства России от 16.04.2003 № 225, далее – Правила).

Во-вторых, даже если выдать работнику подлинник трудовой книжки для того, чтобы он предоставил ее по новому основному месту работы, и при этом не расторгать с ним договор, а просто внести в него изменения, то у прежнего работодателя не возникнет оснований для заверения подписью и печатью всех записей, внесенных в трудовую книжку за время работы у него сотрудника. Ведь соответствующие действия он должен произвести только при увольнении работника (п. 35 Правил). Следовательно, если сотрудник не увольняется, то последний блок записей остается не заверенным печатью и подписями, что не соответствует общим правилам ведения трудовых книжек.

В-третьих, если по какой-то причине трудовая книжка, выданная работнику на руки после его перевода в совместители (не через увольнение), будет утеряна, то ответственность за это будет нести соответствующее должностное лицо организации (п. 45 Правил, письмо Роструда от 18.03.2008 № 656-6-0).

Итак, попытка перевести работника в совместители путем подписания допсоглашения, изменяющего условия трудового договора, приведет к затруднениям, связанным с ведением трудовых книжек. Поэтому чтобы перевести основного работника в совместители, необходимо расторгнуть с ним трудовой договор в порядке, предусмотренном ст.ст. 77, 78, 80 ТК РФ. А затем принять его на работу в качестве совместителя, подписав новый договор.

О документах, предъявляемых при приеме на работу по совместительству, и о порядке оформления совместительства см. статью в Справочнике кадровика. Кроме того, см. статьи этого справочника относительно увольнения:

 

Как задать вопрос