Кто может замещать главбуха, пока он в отпуске, и как это оформить?
Кадры и оплата труда. Регулирование труда отдельных категорий работников

Вопрос: Кто может замещать главбуха, пока он в отпуске, и как это оформить?


Ответ от :

Руководитель организации обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Очевидно, что в рассматриваемом случае ведение бухгалтерского учета возложено на штатного сотрудника организации. При этом чтобы на период отпуска главбуха возложить его обязанности на другое лицо, необходимо руководствоваться тем, что замещать главбуха в период его отсутствия может как его заместитель, так и любой другой сотрудник (например, кассир). Рассмотрим оба случая подробнее.

Если трудовые функции главбуха, находящегося в отпуске, выполняет его заместитель, то, как правило, это является его прямой обязанностью, вытекающей из трудового договора либо должностной инструкции. Поэтому такое замещение оформляется приказом или распоряжением руководителя организации. Имейте в виду, что заместитель при этом вправе рассчитывать как минимум на выплату ему разницы между окладами отсутствующего главного бухгалтера и его собственным (Определением ВС РФ от 11.03.2003 № КАС03-25 признан недействующим подпункт "а" п. 1 Разъяснения Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39 в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации).

Но когда обязанности главбуха на период его отпуска планируется возложить на сотрудника, в трудовом договоре с которым не зафиксировано соответствующих положений, то не стоит забывать, что на такую дополнительную работу требуется его письменное согласие (ст. 60.2 ТК РФ). А принуждать к выполнению дополнительной работы, не обусловленной трудовым договором, запрещается (ст. 60 ТК РФ). При этом за дополнительную работу придется доплачивать исходя из содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). Причем размер доплаты устанавливается по соглашению сторон. Если сотрудник, которому предложено выполнять обязанности главбуха, готов к этому, то оформляется совмещение. В этих целях заключается допсоглашение к трудовому договору, а затем издается приказ, регламентирующий содержание и объем дополнительной работы, срок выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, конкретный размер доплаты.

Подробнее о том, как оформить и оплатить совмещение, можно прочитать в Справочнике кадровика.

 

Как задать вопрос